Регистрация
Воспитывая других, мы воспитываем прежде всего самих себя
Александр Николаевич Острогорский
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта https://www.ten-technology.ru/
Сейчас на сайте: 1

Версия для слабовидящих

Проектный метод обучения в технологии современного урока

Мастер-класс на Методическом объединении учителей технологии, искусства и физической культуры МАОУ_СОШ с. Дачное

Тема: «Проектный  метод обучения  в технологии  современного урока»

Цели: 

  1. ознакомить слушателей с проектной методикой;
  2. определить  своеобразие   технологии современного урока на основе использования проектного метода обучения;
  3. создать пространство для открытого и всестороннего обсуждения проблемы внедрения метода проектов в учебный процесс.

Задачи: 

  1. определить знания  слушателей  по  изучаемой  проблеме;  
  2. выявить противоречия;
  3. продемонстрировать опыт работы по проектной методике;
  4. оказать реальную помощь участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования;
  5. мотивировать  на  принятие  новой технологии;

 

Цели участников мастер-класса:

Узнать:

  • о перспективах использования проектной методики;
  • о методике организации и проведении мастер-классов.

Понять:

  • как реализовать проектный метод в рамках различных дисциплин;
  • как эффективнее организовать деятельность учащихся при использовании данного метода.

Научиться:

  • эффективно применять метод проектов в своей работе;
  • формулировать проблемы;
  • интересно вести занятия, вовлекать учеников в проектную деятельность;
  • планировать деятельность учащихся и преподавателя при разработке образовательного проекта.

 

Проведение мастер-класса

1. Презентация педагогического опыта

Педагогическую деятельность осуществляю в 5-11 классах в соответствии с учебным планом образовательного учреждения через уроки технологии. Динамика учебных достижений обучающихся технологии с 2013 по 2016 год показала стабильно высокие результаты качества знаний и уровня обученности.

Технологическое образование своих учеников могу определить как деятельностно-творческое. Учащиеся с высокой мотивацией к учебной деятельности, целеустремлённые, обладающие творческой инициативой совершенно естественно переходят на интерактивное обучение, сами выстраивают свою образовательную траекторию, а я только помогаю им в этом.

Применение проектной методики в образовательной области «Технология» предполагает разработку учащимися не менее 1 проекта в год, за исключением тех учеников, которые имеют низкую мотивацию к учению. Для них возможен вариант выполнения творческих работ или работ, выполненных по образу учителя без разработки пояснительной записки.

Наиболее сложные и качественные проекты разрабатывают учащиеся 8,10,11 классов, т.к. школьники овладевают необходимыми знаниями, умениями и навыками, организацией практической деятельности по всей проектно - технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге.

Любой ученик может обратиться за консультацией. Консультирую по проектной методике или по выполнению какой-либо творческой работы.

Все вышеизложенные факты свидетельствуют, что моя педагогическая деятельность обеспечивает свободную творческую, эвристическую деятельность моих воспитанников и способствует раскрытию моего собственного творческого потенциала.

Учитывая интересы развития личности каждого ребёнка, считаю, необходимым условием обучения использование педагогических технологий личностно ориентированной направленности, таких как:

  • обучение в сотрудничестве;
  • метод проектов;
  • портфель ученика;
  • метод кейсов;
  • разноуровневое обучение;
  • индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;
  • новые информационные технологии.

Метод творческих проектов - комплексная методическая система, синтезирующая различные методы обучения, активизирующие творческое мышление, помогающие выработать умения решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, созданию некоего идеального образа и его воплощения в реальном продукте. Это система взаимодействия, педагогического сотрудничества учителя и ученика и учащихся между собой.

Данную методику использую в педагогической практике с 2004 года (12 лет).

С 2004 года мои ученики принимают участие во Всероссийских олимпиадах школьников по технологии. Моя тема самообразования: «Совершенствование форм и методов преподавания предмета «Технология» в условиях внедрения ФГОС».

2. Представление системы метода проектов

Методической основой организации деятельности обучаемых на уроке является методика творческого проектирования. Она соединяет в себе как инженерно-конструкторский (то есть преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный).

Проектирование изделий с учётом их функционирования включает в качестве обязательного элемента целеполагание, что в свою очередь обеспечивает развитие приёмов мышления. Целеполагание предопределяет именно сознательный поиск, решение проблемы, творческий подход к ней.

При подборе объектов проектной деятельности учитываю основные требования:

  • подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
  • интерес школьников к проблеме;
  • практическая направленность и значимость проекта;
  • творческая постановка задачи;
  • практическая осуществимость проекта.

Главная идея методики проектного обучения состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им свободно. Лозунг этой деятельности: «все из жизни, все для жизни. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида и как члена проектной группы.

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как добиться успеха и как создать ситуацию успеха для своих учеников. Я научу вас»

В чем секрет успеха?

«Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению» Н.А.Умов

Алгоритм проектной деятельности

1 этап

Организационно-подготовительный

Поиск информации по теме проекта, постановка цели, определение потребности и формулировка задачи

2 этап

Практический

Конструкторский, технологический, продуктивный

3 этап

Заключительный

Анализ полученных результатов, выводы, оформление проекта, защита

Практикум

Паспорт проекта

  • Название проекта.
  • Полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом
  • Руководитель проекта.
  • Консультанты проекта.
  • Учебный предмет.
  • Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
  • Возраст учащихся.
  • Разработчик проекта. Состав проектной группы.
  • Тип проекта.
  • Заказчик проекта.
  • Цель проекта.
  • Задачи проекта.
  • Вопросы проекта.
  • Необходимое оборудование.
  • Аннотация (актуальность, значимость, воспитательный аспект,краткое содержание)
  • Предполагаемый продукт.
  • Этапы работы над проектом.
  • Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

 

Основные компоненты проекта

1. Организационно-подготовительный этап.

  • Запуск проекта. Определение потребностей и краткая формулировка задач. Определение темы и цели проекта.
  • Набор идей, дизайн-анализ, требования к продукту проектирования, его описание, выбор материалов, оборудования, инструментов, способов исполнения.

2. Практический этап.

  • Создание конструкции, моделирование.
  • Выполнение упражнений, организация рабочего места, соблюдение условий техники безопасности и культуры труда.
  • Технология изготовления продукта проектирования.
  • Корректировка действий, самоконтроль, самооценка.

3. Заключительный этап

  • Испытание проекта, мини-маркетинговые исследования, анализ проделанной работы и результатов труда, оформление пояснительной записки, защита проекта.

 

Оценка проектной деятельности

1.Выполнение проекта:

-аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы;

-объем и полнота разработок, самостоятельность, материальное воплощение;

-аргументированность предлагаемых решений, подходов;

-качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, качество схем, рисунков.

2. Публичная защита:

-качество доклада: композиция, полнота, убедительность;

-объем и глубина знаний;

-культура речи, манера поведения, использование наглядных средств;

-ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность;

-деловые и волевые качества докладчика.

Заключение

Приступая к внедрению метода проектов в образовательную практику, необходимо учесть проблемные моменты, которые могут неизбежно возникнуть на пути. Данная методика подчиняется определенному алгоритму. Алгоритм -это четкая последовательность действий, направленная на достижение поставленной цели.

Проект ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует большое количество универсальных учебных действий, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса

  1. Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
  2. Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идеи). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
  3. Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета; способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
  4. Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включение каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
  5. Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным)
  6. Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
  7. Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации (“разрыва”), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
  8. Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая хоризма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.
  9. Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.