Регистрация
Дети, которых не любят, становятся взрослыми, которые не могут любить
Перл Бак
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта https://www.ten-technology.ru/
Сейчас на сайте: 1

Версия для слабовидящих

Учебный проект как средство оценивания


 

“Учебный проект как средство оценивания”

Тен И.С., учитель технологии

МАОУ «СОШ с. Дачное»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

 

Система оценки результатов учебно-проектной деятельности школьников является частью системы оценки и управления качеством образования в образовательной организации. В ней защита итогового индивидуального проекта является основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов.

Итоговый проект является учебным, выполняемым обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и (или) видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Примерная основная образовательная программа основной школы  предполагает, что результатом (продуктом) проектной деятельности может быть:

  • а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
  • б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
  • в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
  • г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательной организации. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники.

Защита итогового проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции. Результаты выполнения итогового проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

А вот защита текущих проектов может быть организована в соответствии с регламентом, предусмотренным в локальном акте школы — «Положении об организации и оценивании учебных и социальных проектов школьников».

Итак, проектная деятельность школьников, как и любая другая учебно-познавательная работа, должна получить оценку.

В каждой образовательной организации может быть разработана собственная методика оценивания результатов текущего учебного проектирования школьников, которую необходимо закрепить в локальном акте школы.

В Примерной основной образовательной программе основной школы в редакции 2015 года не предусмотрено описание содержания оценочных процедур по результатам учебно-проектной деятельности. Однако такое описание есть в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения в редакции 2011 года, и оно не утратило своей актуальности. В частности, в разделе 1.3.3 приводился ряд критериев оценки индивидуального проекта школьника:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем проявляется в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Этот критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий характеризуется умением раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий проявляется в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий предполагает наличие умения ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Для описания результатов выполненного проекта, считают составители примерной основной образовательной программы, может быть применен один из двух подходов: а) интегральный, или уровневый, и б) аналитический.

Применение интегрального подхода предполагает, что уровень сформированности навыков проектной деятельности определяется путем оценивания всей совокупности основных элементов проекта по каждому из приведенных выше критериев, т. е. отдельно оценивается сам полученный в результате осуществления проекта продукт, пояснительная записка к нему, отзыв и презентация или защита. Во всяком случае, такие рекомендации содержатся в примерной основной образовательной программе для 5—9-х классов.

В этом случае предлагалось выделять два уровня формирования навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Основное отличие уровней — в степени самостоятельности школьника-проектировщика. Так что процедура сводится к выявлению и фиксации того, какие операции в ходе выполнения учебного проекта ученик выполняет самостоятельно, а какие — с помощью учителя, руководителя проекта. Примерное описание каждого из приведенных выше критериев дается в табл. 6.2.

Таблица 6.2

Критерии оценки индивидуального проекта школьника

Крите-

рий

Уровень сформированности навыков проектной деятельности

Базовый

Повышенный

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути ее решения; приобретать новые знания и (или) осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; свободно владеть логическими операциями, навыками критического мышления, умением самостоятельно мыслить; на этой основе приобретать новые знания и (или) осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание

предмета

Демонстрируется понимание содержания выполненной работы. В работе и ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Демонстрируется свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

 

Регулятивные

действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доводится до конца и представляется комиссии; некоторые этапы выполняются под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Работа тщательно планируется и последовательно реализуется, своевременно проходятся все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществляются самостоятельно

Коммуникация

Демонстрируются навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации

Тема ясно определена и пояснена. Текст/пояснение строго структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сооб- щение вызывает интерес

Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трех предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, регулятивных действий и коммуникативных действий); сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; 2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не дает оснований для иного решения.

Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что: 1)такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; 2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершенный продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; 3) даны ответы на вопросы.

Отметку за выполнение учебного проекта составители примерной основной образовательной программы для 5—9-х классов предлагают выставлять в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В аттестате об основном общем образовании отметка выставляется в свободную строку.

В случае необходимости отбора выпускников 9-х классов в профильные 10-е классы «может использоваться аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом, как показывает теория и практика педагогических измерений, максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырех критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—8 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»)».

Результаты учебного проектирования могут быть оценены с различных позиций: 1) какую роль оно играет в образовательном процессе школы и как соотносится с другими видами образовательной деятельности учащихся; 2) как влияет на эффективность обучения; 3) как развивает личность школьника. Так что логично предположить, что, разрабатывая программу и процедуру оценивания, руководителям школ и учителям в первую очередь необходимо учитывать обучающий и развивающий потенциал проектных работ. Поэтому в процедуру оценивания следует обязательно включить измерение определенных показателей личностного развития, уровня достижения метапредметных результатов, что выражается в формировании определенных универсальных учебных действий, а также учитывать данные о формировании у школьников-проектировщиков тех или иных предметных компетентностей.

Методика комплексной оценки результатов проектирования должна включать следующие конкретные критерии оценивания учебно-проектной работы учащихся:

  • — актуальность темы проекта, ее практическая значимость;
  • — соответствие содержания проекта выбранной теме, поставленной цели и задачам;
  • — наличие концепции проекта и авторской позиции проектировщика;
  • — самостоятельность в выборе материала и проведении исследовательских процедур;
  • — корректность применяемых исследовательских методик;
  • — соответствие выводов полученным результатам;
  • — культура презентации проекта [405].

Можно воспользоваться и другими критериями проектных работ, такими как:

  • — социальная значимость (актуальность) проблемы, решаемой в ходе проектной работы;
  • — адекватность созданного продукта — исследовательского проекта решению поставленной проблемы;
  • — глубина и оригинальность решения проблемы (учитывается изученная литература, корректность методов исследования, разработка конечного продукта);
  • — соответствие продукта поставленным целям проектной работы;
  • — оформление, исполнение продукта, апробация продукта;
  • — презентация продукта (учитываются умения сделать доклад, продемонстрировать продукт, аргументированно отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения в ходе дискуссии);

— работа в группе (упитывается личный вклад в проект каждого участника, умение продуктивно взаимодействовать с другими участниками проекта) [1].

Эти критерии окажут содействие при оценке проектной работы школьников как самим учителям — руководителям проектов, так и привлеченным экспертам. К их числу могут относиться другие учителя школы, преподаватели вузов или студенты-практиканты.

Сами школьники также могут принять участие в оценивании проектов своих товарищей, но перед этим они должны получить четкие инструкции. Можно предложить следующие параметры внешней оценки проекта:

  • — значимость и актуальность выдвинутых проблем;
  • — корректность используемых методов исследования, обработки получаемых результатов;
  • — активность каждого участника в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений (для групповых проектов);
  • — необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
  • — доказательность принимаемых решений, умение аргументировать заключения, выводы;
  • — корректность оформления результатов выполненного проекта;
  • — умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов;
  • — характер реакции на замечания и предложения участников обсуждения.

Для оценивания проектов своих товарищей школьники могут воспользоваться соответствующими таблицами (оценочными листами) или схемами. Можно, например, предложить учащимся заполнить графы представленного в табл. 6.3 оценочного листа, расширив или сократив число оцениваемых показателей проекта.

Таблица 6.3

Оценочный лист. Анализ и оценка качества результатов учебного проектирования

Оцениваемые аспекты качества подготовки и презентации индивидуального проекта

Баллы

  • (1 — низкий уровень,
  • 2 — средний уровень,
  • 3 — высокий уровень)

1.

Оптимальность выбора темы

 

2.

Актуальность выбранной темы

 

3.

Использование научной, специальной и справочной литературы

 

4.

Качество отобранного фактического материала

 

 

Оцениваемые аспекты качества подготовки и презентации индивидуального проекта

Баллы

  • (1 — низкий уровень,
  • — средний уровень,
  • — высокий уровень)

5.

Уровень анализа фактического материала

 

6.

Уровень интерпретации полученных данных

 

7.

Глубина проведенного исследования

 

8.

Научность предложенной концепции

 

9.

Оригинальность концепции

 

10.

Логика построения доклада-презентации

 

11.

Соответствие содержания доклада заявленной теме

 

12.

Выразительность и лаконичность речи

 

13.

Степень взаимодействия с аудиторией

 

14.

Развитость чувства времени в ходе презентации, доклада

 

15.

Активность при подготовке группового и коллективного проекта

 

16.

Активность при обсуждении докладов других участников проекта

 

17.

Готовность к разработке и осуществлению коллективного проекта с разными категориями

 

ВСЕГО

 

Можно критериально оценивать выполнение учебного проекта, основываясь на том, что ведущими компонентами, включенными в качестве критериев, являются:

  • — содержательный компонент;
  • — деятельностный компонент;
  • — результативный компонент.

В каждом из указанных критериев выделяют отдельные элементы- составляющие, для которых предложены баллы для оценивания каждого из них. Приведем полную систему оценивания учебного проекта (табл. 6.4) Критерии оценивания выполнения учебного проекта

Компонент проектной деятельности

Элемент компонента критерия проектной деятельности

Балл

Содержательный компонент

Значимость выдвинутой проблемы и ее адекватность изучаемой тематике;

0—2

правильность выбора используемых методов исследования;

0—2

глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей;

0—2

доказательность принимаемых решений;

0—2

наличие аргументированных выводов и заключений

0—2

Деятельностный компонент

Степень индивидуального участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта;

0—2

характер взаимодействия участников проекта

0—2

Результативный компонент

Форма предъявления проекта и качество его оформления;

0—2

презентация проекта;

0—2

содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов;

0—2

грамотное изложение самого хода исследования и интерпретация его результатов;

0—2

новизна представляемого продукта проекта

0—2

Максимальный балл

24

Примечание. О баллов — отсутствие данного компонента; 1 балл — наличие данного компонента; 2 балла — высокий уровень представления данного компонента.

Для перевода баллов в традиционную пятибалльную систему оценивания может быть использована следующая шкала:

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Баллы

0—6

7—12

13—18

19—24

Следует также заметить, что одним из важных факторов, который следует учитывать при организации, а в дальнейшем и при оценивании результатов проектной деятельности, является уровень сформированное™ исследовательских и общеучебных умений учащихся. Предложенные интервалы баллов могут быть соотнесены с нижеприведенными характеристиками уровней сформированности исследовательских умений (табл. 6.5).

Уровни развития проектно-исследовательских умений

Уровень

сформированное™

умений

Характеристика уровня

Исходный уровень 0—6 баллов

Низкий интерес к ведению проектной работы, отсутствие знаний об этапах и содержании проектной деятельности, об использовании умений исследовательской деятельности; опора на помощь наставника, не высказывает собственных идей, предложений по планированию этапов работы

Начальный уровень 7—12 баллов

Умение выявлять проблему и формулировать тему с помощью педагога, предлагать варианты решения проблем и планировать действия с помощью учителя; выполняет отдельные этапы исследования по указанию, действия по аналогии или с участием учителя на всех этапах, вызывающих затруднение; владение основами знаний организации исследовательской работы

Продуктивный уровень 13—18 баллов

Устойчивый интерес к проведению самостоятельного исследования; умение самостоятельно сформулировать тему, цели и задач исследования, составить план исследования, и осуществить основные этапы с помощью учителя, владение основными видами универсальных учебных действий (УУД)

Креативный уровень 19—24 балла

Устойчивая мотивация к проведению исследований, готовность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы проекта, умение формулировать ее, ставить цели, задачи, планировать порядок действий, находить разнообразные пути решения поставленных задач, умение оригинально оформить и представить результат деятельности

Таким образом, в отличие от стандартизированных процедур оценки достижения планируемых результатов образовательной деятельности (ОГЭ и ЕГЭ), именно учебный проект может быть использован в качестве средства комплексной оценки образовательных достижений учащихся по предметам естественнонаучного цикла. Данный вывод обусловлен разнообразием информационно-коммуникационной и учебно-познавательной деятельности учащихся, которую они осваивают в процессе выполнения учебного проекта.

Причем, что особенно важно в условиях системно-деятельностного подхода, приобретение новых знаний и умений в проектной деятельности происходит в единстве со способами их освоения, а также с возможностью применения полученных знаний в реальных условиях.

 


Пирография (выжигание по дереву) в художественном оформлении разделочной доски

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА

Цель мастер-класса: приобретение и закрепление навыков работы выжигательным аппаратом  при художественном оформлении изделий из древесины.

Задачи:

  1. Научить учащихся пользоваться выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделия из древесины.
  2. Ознакомить с историей выжигания по дереву.
  3. Развивать у учащихся:
  • Внимание;
  • Аккуратность;
  • Исполнительность;
  • Осмысленное выполнение поставленной задачи;
  • Усидчивость;
  • Творческие способности;
  • Самостоятельность.
  1. Прививать умение правильно организовать рабочее место и рабочий процесс.

План урока:

  1. Организационная часть – 3 мин.
  2. Повторение пройденного материала – 5 мин.
  3. Объяснение нового материала – 7 мин.
  4. Практическая работа:
    • Ознакомление с ходом работы – 2 мин.
    • Текущий инструктаж и правила охраны труда  -  3 мин.
    • Самостоятельное выполнение задания учениками – 15 мин.
    • Контроль, взаимоконтроль выполнения работы -  2 мин.
  5. Оценивание работы, отчет учащихся – 5 мин.
  6. Уборка класса, окончание урока – 3 мин.
  7. Проветривание.

 

Оборудование, материалы, инструменты:

  1. Мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук).
  2. Изделия из древесины, ранее подготовленные для выжигания.
  3. Выжигательные аппараты. 
  4. Выставка работ учащихся.  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Ход урока:

  1. Организационная часть.
    1. проверка готовности;
    2. обеспечение необходимыми материалами, инструментами, оборудованием.
  2. Повторение пройденного материала.

Давайте, ребята, вспомним, из какого материала сделаны наши работы?

Из древесины, из фанеры.

 Что такое древесина?

Древесина – ткань растений, плотный материал, из которого состоят ствол, корни и ветви деревьев. Ствол – множество собранных воедино и натянутых, как струны длинных клеток-трубок, камбия, оболочка которых состоит из целлюлозы.

 Что  собой представляет фанера?

 Фанера – листовой древесный материал, склеенные пластины с перекрестным расположением волокон.

 Какие породы древесины вы знаете?

 Хвойные и лиственные.

Какие свойства древесины вы знаете?

Физические.

Цвет – способность вызывать определенные зрительные ощущения.

Блеск – способность отражать свет.

Плотность – количество массы в единице объема.

Теплопроводность – способность передавать теплоту.

Электропроводность – способность проводить электроток.

Запах – свойство действовать на обоняние.

Влажность – содержание влаги в  массе древесины.

Механические.

Прочность – способность выдерживать нагрузки.

Твердость – способность сопротивляться проникновению более твердых тел.

Упругость – способность восстанавливаться после прекращения действия внешних сил.

Что такое текстура?

Рисунок, получаемый на поверхности древесины после  разрезания древесных волокон.

Обработка древесины.

Резать,  пилить, строгать,  шлифовать, расщеплять, гнуть, править, обжигать.

Художественное оформление изделий из древесины.

Окрашивание, лакирование, вощение, резьба, обжиг,  выжигание.

  1. Объяснение нового материала.

Существует несколько способов выжигания по дереву: пиротипия (горячее печатание клеймами), пирография (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке.

Выжигание (пирография) – один из самых доступных способов художественной обработки древесины мягких пород (липа, осина, ольха), с маловыраженной текстурой. Этим ремеслом с большим интересом занимаются как дети, так и взрослые. Оно очень полезно в развитии внимательности, аккуратности, усидчивости. Способствует развитию тонкой моторики рук.

В этой технике можно обработать любые изделия. Они сразу становятся яркими и декоративными. В качестве изобразительного материала можно выжечь геометрический или растительный орнамент, цветы, фигурки животных, сюжетные композиции.

Выжигание по дереву известно уже давно. В той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа. Первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до н.э. и обнаружены в Перу.

В средние века в Европе выжигание уже стало не только формой народного творчества, но и искусством. Им занимались многие знаменитые художники Рембрант, Брюйер, Пабло Пикассо, писатель Виктор Гюго.

В старину для выжигания использовали специальные заточенные под определенный узор клейма или металлические стержни, которые накаливали докрасна, а на деревянных панелях домов, балконах, балках, ставнях часто выжигали раскаленной кочергой или шпагой.

В ХХ веке появились первые электрические приборы для выжигания.

В России это одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества. Выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой, живописными работами. Яркий пример – полхов-майданская, пермогорская росписи (рисунок выжигается, а затем вводятся краски), сергиевская роспись (выжигается на объемных изделиях).

Как правило, выжигание применяется при отделке любых деревянных изделий, которые имеют практическое назначение. Шкатулки и разделочные доски, хлебницы и  солонки, мебель и  сувениры, игрушки и  ложки, рамки, все это можно украсить при помощи выжигания.

Материалом для изделий может служить как массив древесины, так и различные  пиломатериалы (фанера, дерево-стружечные плиты). После выжигания изделия покрываются лаком, вощатся. Также в выжженный рисунок можно вводить краски (водные, масленые), после чего изделия также лакируется или вощатся.

  1. Практическая работа.
    1. Рассмотрим устройство выжигательного аппарата. 

Он состоит из понижающего (до 6-12 вольт) трансформатора, электрошнура и ручки со штифтом, наконечник которого изготовлен из нихромовой проволоки.

Его рабочая часть — перо или штифт (согнутая проволока, разогреваемая электрическим током) — закреплена в пластмассовой ручке. Проволочный штифт позволяет выжигать наиболее сложные сюжеты, добиваться большого разнообразия в техническом исполнении рисунка.

Проволочные штифты разнообразной формы делают из нихромовой и вехралевой проволоки.

Изготовить их очень просто: нарезают проволоку кусочками и плоскогубцами придают нужную форму.

Поверхность, которая соприкасается с деревом, тщательно шлифуют наждачной шкуркой.

Крепятся штифты к ручке по-разному, в зависимости от конструкции - маленькими болтиками, зажимным винтом или при помощи паяния. Во всех случаях штифт должен быть закреплен устойчиво и прочно. Прибор включают в электрическую сеть и переключателем устанавливают необходимую степень накала пера. Начинают работать тогда, когда перо разогреется до темно-красного цвета.

  1. Последовательность работы:

На прошлых занятиях мы с вами подготовили наши работы, произвели:

  • Шлифование поверхности пиломатериала абразивной шкуркой;
  • Разметку изделия по предварительно выбранному и изготовленному шаблону;
  • Выпиливание по контуру изделия с последующей зачисткой кромок.

Сегодня мы поучимся работать с выжигательным аппаратом.

  • Держатель с иглой удерживаем как карандаш, работа напоминает рисование.
    1. Технология выжигания. На нанесенном рисунке сначала ставят точки, затем проводят линии. Чтобы получить тонкую линию, перо электровыжигателя следует передвигать быстро. Толстую линию получают при медленном движении пера. Вести перо следует без нажима.

Рисунок сначала выжигают по внешнему контуру, а потом переходят к внутренним линиям и точкам.

Меняя накал штифта, придавая ему различный наклон, можно добиться глубоко насыщенных линий и едва заметных штрихов, при этом меняется и интенсивность окраски линии от темно-коричневого до светлых желтовато-коричневых тонов.

Нельзя продвигать штифт с особым усилием или неуверенно замедлять его ход по рисунку.

Если края выжженных канавок обуглены, то, видимо, движение штифта было слишком медленное или штифт не в меру перегрет.

Охладить наконечник штифта можно, прикоснувшись им к мраморной плитке или подержав штифт некоторое время в вертикальном положении.

Выжигание ведут сразу в разных частях рисунка. Временно оставляют какой-то участок, переходят к другому, а затем вновь возвращаются к первому.

Это необходимо для того, чтобы не получились промежуточные прожиги, возникающие от сильного нагрева близлежащих частей дерева. Поэтому не стоит сразу выжигать несколько почти соприкасающихся линий или штрихов, прежде чем нажечь новый штрих, нужно дать остыть соседнему.

Выжигая кривые линии или точки, штифт держат перпендикулярно к поверхности доски, а при выжигании прямых линий - наклонно, как карандаш при рисовании.

Если необходимо нажечь (затенить) сравнительно большой участок, сначала выжигают контур (абрис), а затем внутри него жгут широкой стороной штифта. При обработке фона можно пользоваться различными приемами: нанести вертикальные широкие линии и штрихи, точки различной величины или, используя фигурные наконечники, покрыть поверхность квадратами, треугольниками и другими фигурами.

В зависимости от времени воздействия раскаленной иглы на поверхность древесины, также изменяя мощность выжигательного аппарата можно получать различные тона выжигаемого контура, точек и штрихов  (от более светлого к более темному). 

  • Линейное, контурное выжигание – игла передвигается по контуру без отрыва. Прямые, волнистые линии.
  • Тональное выжигание – выполняется  посредством нанесения точек.  Заполнение фона.
  • Штриховое выжигание -  наносятся штрихи в различных направлениях. Также для заполнения фона.
  • Инструктаж по охране  труда.
  • Приступаем к практическому выполнению задания.

Начальным этапом выжигания является тренировочная работа на обрезке доски или фанеры.  Выжигаем линии, штрихи, точки различной толщины, с поворотом иглы в различных направлениях.

После тренировки приступаем к выжиганию, перенесенного на прошлых занятиях контура,   на изделии. Оригинальная разделочная доска, на которой изображены красочные осенние листья, не только украсит интерьер кухни, но и будет полезна в хозяйстве, ведь ее можно использовать и по прямому назначению. Сделать такую вещь совсем не трудно, ведь для этого не надо быть профессиональным художником.

Во время выполнения работы производится контроль качества выполняемой работы со стороны учителя, а также взаимоконтроль.

  1. Оценивание качества. Подведение итогов.

 Применение сравнительного метода. Характеристика и оценивание по следующим критериям: количество выполненной работы, качество, аккуратность. Совместное обсуждение выполненной практической работы. Если есть вопросы и ошибки: совместный их разбор.

  1. Уборка мастерской.
  2.  Проветривание.
  3. Выставка работ.

Урок способствует формированию навыков по обработке древесины, художественному оформлению изделий, освоению навыков работы с выжигательным аппаратом.

На занятии дифференцировались знания и умения, полученные на предыдущих  занятиях, уроках технологии,  физики, ИЗО.

 

Список литературы:

  1. А.М.Гусакова. «Внеклассная работа по труду». Москва.  «Просвещение».
  2. В.И.Коваленко. «Дидактический материал по трудовому обучению». Москва, «Просвещение», 2007г.
  3. В.В.Финягин. « Дерево. Изделия своими руками». Москва, «Астрель» 2001г.

Оборудование.

  1. Оборудование кабинета, ручные деревообрабатывающие инструменты.
  2. Наглядные пособия.
  3. Литература.
  4. Пиломатериал.