Регистрация
Учитель должен иметь максимум авторитета и минимум власти
Томас Шаш
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта https://www.ten-technology.ru/
Сейчас на сайте: 3

Версия для слабовидящих

 

“Проектная деятельность на уроках технологии”

Тен И.С., учитель технологии

МАОУ «СОШ с. Дачное»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

 

В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Использование метода проектов позволяет интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

Метод творческих проектов широко применялся и раньше во внеклассной, кружковой деятельности учащихся, в развитии технического творчества.

В целом в работе над творческим проектом учитель:

- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

- сам является источником информации;

- координирует весь процесс;

- поощряет учеников;

- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки.

Метод проектов завоевывает все большую популярность в школах, так как позволяет расширить горизонты в педагогической теории и практике, призывает к совместному творчеству учеников и учителей. На уроках технологии можно не только учить ребят способам обработки древесины и металла, но и создавать вместе с ними законченные художественные образы.

Как учитель технологии, я занимаюсь с мальчиками выпиливанием художественных изделий из фанеры, обработкой древесины и металла. Совместно с учениками мной разработано и изготовлено большое количество различных изделий из древесины.

В процессе проектирования школьники изучают предмет, средства и условия труда таких профессий, как столяр, плотник, токарь, шлифовальщик, фрезеровщик и многих других профессий. Использование метода проектов развивает профессиональную мотивацию, формирует познавательные и созидательные способности школьников.

Хочу поделиться опытом применения метода проектов на уроках технологии. Изучив много литературы по проектному методу, на основе изученных материалов выбрал свой, наиболее приемлемый, метод проектного обучения.

Учащиеся имеют возможность на практических занятиях преобразовывать различные материалы и создавать конкретный продукт труда. Учащимся предлагается огромный спектр объектов труда, для создания которых необходимы базовые знания науки, знания школьных дисциплин. И как средство подготовки школьников к творческой деятельности использую метод проектов.

Для меня важно создавать школьнику максимальные возможности для формирования и проявления своих склонностей, способностей с одной стороны, с другой – необходимо вовремя заметить, откорректировать, развивать их именно в той деятельности, которая соответствует признанию личности. Для учителя и ученика проект важен и как продукт труда, и как метод познания. Учащиеся с особым интересом выполняют проекты декоративно-прикладного характера.

Не каждый школьник способен сам выбрать тему проекта. Поэтому я с каждым учеником работаю индивидуально, советую сделать то, что ему по душе, что ему хорошо удается. В конце года учащимися 5-6 классов были выполнены следующие проекты: «Кухонный набор», «Макет города», «Шкатулка для мамы» и другие. Для этого возраста профессиональная проба сил позволяет не только сформировать навыки изготовления изделия, но и способствует воспитанию интереса к предмету, творческого отношения к работе. Учащихся 7-8 классов ориентирую на выполнение в основном художественно-конструкторских проектов. Успешным итогом совместной проектной, исследовательской деятельности учителя и учеников стала презентация «Народные традиции и ремёсла», где ученики развивали умения работать с дополнительными материалами, учились правильно выбирать источники дополнительной информации. Тема презентации выбрана актуально, так как забываются народные традиции, а это наши духовные ценности. При выполнении работы над проектом учитываю индивидуальные особенности и интересы учащихся. А так как уровень их подготовленности различен, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход.

В работе над проектом обязательно соблюдаются определённые этапы деятельности учащихся. Каждый из них вносит свой вклад в формирование личностных качеств учеников.

1 этап. Подготовительный, или погружение в проект.

На этом этапе важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна ученику. По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов.

2 этап. Планирование и организация деятельности.

На этом этапе организуется деятельность школьников: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа групп: определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации и т.д.) Поиск и сбор материала.

3 этап. Исследование.

На этом этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются учащиеся – это разные формы получения информации: опросы, наблюдения, эксперименты и т.д. Выполнение работы.

4 этап. Представление результатов, отчёт.

Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Формы представления результатов исследования могут быть различными: устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт в докладе, презентация и т.д. Одним из заключительных этапов работы над проектом является оценивание результатов проектирования. Предварительно проект защищается в группе, затем дорабатывается и защищается окончательно.

Возможными критериями оценки творческого проекта могут быть:

1. конструктивные критерии – прочность, надёжность, удобство использования;

2. технологические критерии – оригинальность применения и сочетание материалов, их долговечность, расход материалов, сложность и объём выполненных работ, расход энергии при производстве;

3. экологические критерии – возможность использования отходов производства, загрязнение окружающей среды при производстве;

4. эстетические критерии – оригинальность формы, композиционная завершённость, цветовое решение;

5. экономические и маркетинговые критерии – потребность в данном изделии, практическая направленность, финансовые затраты, вид рекламы.

При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, проявляют старательность и добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов.

Деятельность учителя и учащихся в ходе работы над проектом различны, но идут непосредственно рядом друг с другом. Учащимся нужен совет, как отобрать необходимый материал, как логически правильно построить сообщение, изготовить наглядность, на презентации кратко изложить свои мысли и т.д. На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса.
В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом воспитывается любовь к школе, любовь к труду.

Опыт свидетельствует о том, что, выполняя проекты, школьники учатся проводить исследования, выбирать рациональное решение, оценивать свои способности, активизировать творческие силы в поиске профессии.

Процесс выполнения творческого проекта захватывает, так как в каждую деталь вложен личный труд, и готовое изделие оценивается как собственное произведение. Это серьезный шаг на пути полезного труда, радость которого надолго запоминается. Каждый ученик, выполнивший свой проект, делает первые шаги в трудовом воспитании и одновременно эстетически развивается. Пользуясь образцами народного искусства, перерабатывает их, создавая свои изделия.

Я стараюсь привить детям терпимость, упорство, учу их любить природу. Учу детей быть самостоятельными, чтобы подготовить их к взрослой жизни.

Результаты моего труда появились постепенно: дети стали проявлять интерес к тому, что мы делаем и не жалели ни времени, ни усилий на выполнение довольно сложных для них художественных изделий.

Работы моих учеников стали завоевывать дипломы и грамоты на различных конкурсах и выставках детского творчества. Безусловно, меня радует большое количество дипломов и грамот, полученных детьми за их творчество. Но больше всего меня радуют слова родителей, которые не ожидали, что их дети смогли превратить простую фанеру, кусок древесины в настоящее произведение искусства. Многие ребята делают полезные для дома вещи. И это радует и самих ребят, и их родителей.

Литература

1. Д.Онианс. «Резьба по дереву», ООО «Мир книги», издание на русском

языке, 2004г.

2. Симоненко В.Д. Технология. М. Вентана-Граф, 2004г.

3. Мастерим из древесины, Э.В.Рихвк, 1989г.

4. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие

для учителя под ред. Сасовой И.А., 2003.

5. Резьба по дереву. Новоселова Т.И., 2000г

6. Технология обработки древесины. 5-9кл. Карабанов И.А., 2000г.

 


Совершенствование форм и методов преподавания предмета_Технология_в условиях внедрения ФГОС: Проектный метод обучения в технологии современного урока


Представление обобщенного педагогического опыта на всероссийском уровне (2016 год)   http://pedakademy.ru/?page_id=2778

 

Актуальность темы самообразования: приоритетным направлением МБОУ «СОШ с.Дачное» считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Самообразование я рассматриваю как  необходимое условие профессионального мастерства, объединяя собственную методическую тему с методической темой школы, обеспечивая единое образовательное пространство.

 Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя технологии.

 Задачи: - изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
              -  изучить опыт других педагогов;

        - овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в  учебно-воспитательный процесс;

-   вести мониторинг саморазвития школьников.

 Предполагаемый  результат: 
1. Повышение  качества  преподаваемого предмета.

2. Разработанные  календарно — тематического планирования с применением проектного метода на уроках технологии.

3. Разработка  дидактических  материалов.

4. Выступление на методическом объединении.

5. Создание  комплектов  педагогических  разработок  уроков.  

6. Организация выставок творческих проектов учащихся.

7. Участие в дистанционных олимпиадах федерального уровня.

 

План мероприятий

Содержание работы

План мероприятий

2013 -2016 учебный год

Диагностический этап

1.Определение целей и задач темы.
2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3.Прогнозирование результатов. 
4. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.
5. Изучение опыта ведущих учителей. 

1.Изучение учебно-методической литературы в интернет - сети, в профессиональных газетах и журналах.
2. Изучение применения новых образовательных технологий в работе ведущих учителей в области обучения и воспитания.
3. Участие в школьном методическом объединении.
4. Посещение семинаров, конференций, организованных на разных уровнях
5. Посещение  уроков  коллег.
  

 

 

Практический этап

1.Внедрение опыта работы.
2.Формирование методического комплекса.
3.Корректировка работы.
 

1. Курсы повышения квалификации по программе «Обновление содержания и методики преподавания технологии в основной и старшей школе» 108 часов.

2. Разработка и реализация программы по предмету «Технология» в 5-11 классах.

3. Разработка и реализация творческих проектов учащихся (совместная деятельность).

4. Показательная защита творческих проектов учащихся в присутствии комиссии (завучей, классных руководителей).

5. Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков.
6. Посещение родительских собраний 5-7 классов (знакомство с проектом, разработка и реализация).

7. Внедрение  тестового материала  для подготовки к участию во Всероссийской дистанционной олимпиаде по технологии.
8. Использование возможностей Интернет для участия с обменом опыта в сетевом педагогическом сообществе.

9. Участие творческих проектов детей в выставках, олимпиадах.

Обобщающий этап

1.Подведение итогов.
2.Оформление результатов работы. 

1.Выступление на школьном методическом объединении учителей технологии по теме «Совершенствование форм и методов преподавания предмета «Технология» в условиях внедрения ФГОС:

Проектный  метод обучения  в технологии  современного урока».

2. Проведение обучающего мастер - класса  по теме «Проектный  метод обучения  в технологии  современного урока».
3. Профессиональная публикация мастер - класса  по теме  «Проектный  метод обучения  в технологии  современного урока» на сайте Ресурсно-методического центра МБОУ «СОШ с.Дачное» (http://www.rmc-mboucochdachnoe.ru/).

4. Составление и реализация календарно - тематического планирования с применением проектного метода на уроках.     
5. Добиться активного и результативного участия обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах по предмету. 
6. Создание собственного сайта и размещение информации о реализации программы самообразования, работа на личном сайте.

 Презентация педагогического опыта

Моя тема самообразования: «Совершенствование форм и методов преподавания предмета «Технология» в условиях внедрения ФГОС: Проектный  метод обучения  в технологии  современного урока».

Объектом исследования является процесс формирования и активизации творческого мышления учащихся.

Предмет исследования – метод творческих проектов на уроках технологии.

Педагогическую деятельность осуществляю в 5-11 классах в соответствии с учебным планом образовательного учреждения через уроки технологии. Технологическое образование своих учеников могу определить как деятельностно-творческое. Учащиеся с высокой мотивацией к учебной деятельности, целеустремлённые, обладающие творческой инициативой совершенно естественно переходят на интерактивное обучение, сами выстраивают свою образовательную траекторию, а я только помогаю им в этом.

Применение проектной методики в образовательной области «Технология» предполагает разработку учащимися не менее 1 проекта в год, за исключением тех учеников, которые имеют низкую мотивацию к учению. Для них возможен вариант выполнения творческих работ или работ, выполненных по образу учителя без разработки пояснительной записки.

Наиболее сложные и качественные проекты разрабатывают учащиеся 9,10,11 классов, т.к. школьники овладевают необходимыми знаниями, умениями и навыками, организацией практической деятельности по всей проектно - технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге.

Любой ученик может обратиться за консультацией. Консультирую по проектной методике или по выполнению какой-либо творческой работы.

Все вышеизложенные факты свидетельствуют, что моя педагогическая деятельность обеспечивает свободную творческую, эвристическую деятельность моих воспитанников и способствует раскрытию моего собственного творческого потенциала.

Учитывая интересы развития личности каждого ребёнка, считаю, необходимым условием обучения использование педагогических технологий личностно ориентированной направленности, таких как:

  • обучение в сотрудничестве;
  • метод проектов;
  • портфель ученика;
  • метод кейсов;
  • разноуровневое обучение;
  • индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;
  • новые информационные технологии.

Метод творческих проектов - комплексная методическая система, синтезирующая различные методы обучения, активизирующие творческое мышление, помогающие выработать умения решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, созданию некоего идеального образа и его воплощения в реальном продукте. Это система взаимодействия, педагогического сотрудничества учителя и ученика и учащихся между собой.

Данную методику использую в педагогической практике с 2004 года (12 лет).

Технология опыта

Методической основой организации деятельности обучаемых на уроке является методика творческого проектирования. Она соединяет в себе как инженерно-конструкторский (то есть преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный).

Проектирование изделий с учётом их функционирования включает в качестве обязательного элемента целеполагание, что в свою очередь обеспечивает развитие приёмов мышления. Целеполагание предопределяет именно сознательный поиск, решение проблемы, творческий подход к ней.

При подборе объектов проектной деятельности учитываю основные требования:

  • подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
  • интерес школьников к проблеме;
  • практическая направленность и значимость проекта;
  • творческая постановка задачи;
  • практическая осуществимость проекта.

Главная идея методики проектного обучения состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им свободно. Лозунг этой деятельности: «все из жизни, все для жизни. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида и как члена проектной группы.

Принцип обучения на моих уроках таков: «Я знаю, как добиться успеха и как создать ситуацию успеха для своих учеников. Я научу вас».

При работе над проектом руководствуюсь Алгоритмом проектной деятельности

1 этап

Организационно-подготовительный

Поиск информации по теме проекта, постановка цели, определение потребности и формулировка задачи

2 этап

Практический

Конструкторский, технологический, продуктивный

3 этап

Заключительный

Анализ полученных результатов, выводы, оформление проекта, защита

Практикум

Паспорт проекта

  • Название проекта.
  • Полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом
  • Руководитель проекта.
  • Консультанты проекта.
  • Учебный предмет.
  • Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
  • Возраст учащихся.
  • Разработчик проекта. Состав проектной группы.
  • Тип проекта.
  • Заказчик проекта.
  • Цель проекта.
  • Задачи проекта.
  • Вопросы проекта.
  • Необходимое оборудование.
  • Аннотация (актуальность, значимость, воспитательный аспект,краткое содержание)
  • Предполагаемый продукт.
  • Этапы работы над проектом.
  • Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

 

С учащимися прорабатываем основные компоненты проекта

1. Организационно-подготовительный этап.

  • Запуск проекта. Определение потребностей и краткая формулировка задач. Определение темы и цели проекта.
  • Набор идей, дизайн-анализ, требования к продукту проектирования, его описание, выбор материалов, оборудования, инструментов, способов исполнения.

2. Практический этап.

  • Создание конструкции, моделирование.
  • Выполнение упражнений, организация рабочего места, соблюдение условий техники безопасности и культуры труда.
  • Технология изготовления продукта проектирования.
  • Корректировка действий, самоконтроль, самооценка.

3. Заключительный этап

  • Испытание проекта, мини-маркетинговые исследования, анализ проделанной работы и результатов труда, оформление пояснительной записки, защита проекта.

 

Учу своих воспитанников оценивать свою проектную деятельность по плану:

1.Выполнение проекта:

-аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы;

-объем и полнота разработок, самостоятельность, материальное воплощение;

-аргументированность предлагаемых решений, подходов;

-качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, качество схем, рисунков.

2. Публичная защита:

-качество доклада: композиция, полнота, убедительность;

-объем и глубина знаний;

-культура речи, манера поведения, использование наглядных средств;

-ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность;

-деловые и волевые качества докладчика.

Заключение

Приступая к внедрению метода проектов в образовательную практику, мне пришлось учесть проблемные моменты, которые могли неизбежно возникнуть на пути. Наиболее удачной считаю  методику работы по алгоритму. Алгоритм - это четкая последовательность действий, направленная на достижение поставленной цели.

Проекты моих учащихся ориентированы на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникальны. Они формируют универсальные учебные действия, и поэтому эффективны. Так же они формируют опыт деятельности, и поэтому незаменимы. Образовательные компетенции ученика играют многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

Динамика учебных достижений обучающихся технологии с 2013 по 2016 год показала стабильно высокие результаты качества знаний и уровня обученности.

Ежегодно мои ученики принимают участие во Всероссийских и международных олимпиадах школьников по технологии, становятся победителями и призерами/

Результаты освоения учащимися образовательных программ и достижения моих учеников размещены на моем профессиональном сайте http://www.ten-technology.ru/