–”ѕ–”ѕ “≈’ЌќЋќ√»я10_11  Ћј——џ
–егистраци€
„тобы научить другого, требуетс€ больше ума, чем чтобы научитьс€ самому
ћишель де ћонтень
—ертификат владельца сайта
—ертификат владельца сайта http://www.ten-technology.ru/
—ейчас на сайте: 29

¬ерси€ дл€ слабовид€щих

–јЅќ„јя ”„≈ЅЌјя ѕ–ќ√–јћћј

—оставлена на основе авторской программы по технологии под ред. ¬.ƒ. —имоненко; базисного учебного плана ћЅќ” Ђ—ќЎ с. ƒачноеї на 2016-2017 уч.г.

10 класс

 

є

–азделы и темы

 оличество часов

                                                   классы

10  Ћј——

 

¬сего

часов

1.

¬водное зан€тие

1

I.

ѕроизводство, труд и технологии

 

1

“ехнологии и труд как части общечеловеческой культуры

10

1.1

¬ли€ние технологий на общественное развитие.

1

1.2

—овременные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы.

5

1.3

“ехнологическа€ культура и культура труда

1

 

ѕроизводство и окружающа€ среда

3

II.

“ехнологи€ проектировани€ и создани€ материальных объектов или услуг

14

1.

ѕроектирование в профессиональной де€тельности

3

2.

»нформационное обеспечение процесса проектировани€. ќпределение потребительских качеств объекта труда

3

3.

Ќормативные документы и их роль в проектировании. ѕроектна€ документаци€

3

4.

¬ведение в психологию творческой де€тельности

2

5.

»нтуитивные и алгоритмические методы поиска решений

2

6

јнализ результатов проектной де€тельности

1

III.

“ворческа€, проектна€ де€тельность      

9

»того

34

–аздел 1. ѕроизводство, труд и технологии

“ема: “ехнологии и труд как части общечеловеческой культуры (10 час)

¬ли€ние технологий на общественное развитие (1 час)

ќсновные теоретические сведени€.

“ехнологи€ как часть общечеловеческой культуры, оказывающа€ вли€ние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношени€. ѕон€тие о технологической культуре. ¬заимообусловленность технологий, организации производства и характера труда в различные исторические периоды. ¬заимообусловленность технологий, организации производства и характера труда дл€ организаций различных сфер хоз€йственной де€тельности

ѕрактические работы

ќзнакомление с де€тельностью производственного предпри€ти€.

¬арианты объектов труда

ѕромышленные предпри€ти€, предпри€ти€ сферы обслуживани€, информационные материалы.

—овременные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы (5 час)

ќсновные теоретические сведени€.

¬заимовли€ние уровн€ развити€ науки, техники и технологии и рынка товаров и услуг. Ќаучные открыти€, оказавшие значительное вли€ние на развитие технологий. —овременные технологии машиностроени€, обработки конструкционных материалов, пластмасс. —овременные технологии электротехнического и радиоэлектронного производства. —овременные технологии строительства. —овременные технологии легкой промышленности и пищевых производств. —овременные технологии производства сельскохоз€йственной продукции. јвтоматизаци€ и роботизаци€ производственных процессов.

—овременные технологии сферы бытового обслуживани€. ’арактеристика технологий в здравоохранении, образовании и массовом искусстве и культуре. —ущность социальных и политических технологий.

¬озрастание роли информационных технологий.

ѕрактические работы

ќзнакомление с современными технологи€ми в промышленности, сельском хоз€йстве, сфере обслуживани€. ѕодготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и оборудовани€ в домашнем хоз€йстве, на конкретном рабочем месте или производственном участке.

¬арианты объектов труда

ќписани€ новых технологий, оборудовани€, материалов, процессов.

 

“ехнологическа€ культура и культура труда (1 час)

ќсновные теоретические сведени€.

“ехнологическа€ культура в структуре общей культуры. “ехнологическа€ культура общества и технологическа€ культура производства. ‘ормы про€влени€ технологической культуры в обществе и на производстве.

ќсновные составл€ющие культуры труда работника. Ќаучна€ организаци€ как основа культуры труда. ќсновные направлени€ научной организации труда: разделение и коопераци€ труда, нормирование туда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональна€ организаци€ рабочего места. Ёстетика труда.

ѕрактические работы.

ќценка уровн€ технологической культуры на предпри€тии

’арактеристика основных составл€ющих научной организации труда учащегос€.

¬арианты объектов труда

ƒе€тельность на рабочем месте представителей различных профессий. –абочее место учащегос€.

ѕроизводство и окружающа€ среда (3 час)

ќсновные теоретические сведени€.

’оз€йственна€ де€тельность человека как основна€ причина загр€знени€ окружающей среды. ќсновные источники загр€знени€ атмосферы, почвы и воды. –ациональное размещение производства дл€ снижени€ экологических последствий хоз€йственной де€тельности.

ћетоды и средства оценки экологического состо€ни€ окружающей среды.

—пособы снижени€ негативного вли€ни€ производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизаци€ отходов.

ѕрактические работы.

¬ы€вление источников экологического загр€знени€ окружающей среды. »зучение вопросов утилизации отходов. –азработка проектов по использованию или утилизации отходов.

¬арианты объектов труда

ќкружающа€ среда в классе, школе, поселке. »здели€ с применением отходов производства или бытовых отходов.

 

–аздел II. “ехнологи€ проектировани€ и создани€ материальных объектов или услуг (14 часов).

ѕроектирование в профессиональной де€тельности (3 час)

ќсновные теоретические сведени€

«начение инновационной де€тельности предпри€ти€ в услови€х конкуренции. »нновационные продукты и технологии. ќсновные стадии проектировани€ технических объектов: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабоча€ документаци€. –оль экспериментальных исследований в проектировании.

ѕрактические работы

ќпределение возможных направлений инновационной де€тельности в рамках образовательного учреждени€ или дл€ удовлетворени€ собственных потребностей.

¬арианты объектов труда

ќбъекты инновационной де€тельности: оборудование, инструменты, интерьер, одежда и др.

»нформационное обеспечение процесса проектировани€. ќпределение потребительских качеств объекта труда (3 час)

ќсновные теоретические сведени€

ќпределение цели проектировани€. »сточники информации дл€ разработки: специальна€ и учебна€ литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделировани€. ћетоды сбора и систематизации информации. »сточники научной и технической информации. ќценка достоверности ин­формации. Ёксперимент как способ получени€ новой информа­ции. —пособы хранени€ информации. ѕроблемы хранени€ ин­формации на электронных носител€х.

»спользование опросов дл€ определени€ потребительских качеств инновационных продуктов. Ѕизнес-план как способ экономического обосновани€ проекта.

“ехнические требовани€ и экономические показатели. —тадии и этапы разработки. ѕор€док контрол€ и приемки.

ѕрактические работы

ѕроведение опросов и анкетировани€. ћоделирование объектов. ќпределение требований и ограничений к объекту проектировани€.

¬арианты объектов труда

ќбъекты проектной де€тельности школьников, отвечающие профилю обучени€.

 

 

Ќормативные документы и их роль в проектировании. ѕроектна€

документаци€ (3 час)

ќсновные теоретические сведени€

¬иды нормативной документации, используемой при проектировании. ”нификаци€ и стандартизаци€ как средство снижени€ затрат на проектирование и производство. ”чет требований безопасности при проектировании. —остав проектной документации. —огласование проектной документации (на примере перепланировки квартиры).

ѕрактические работы

ќпределение ограничений, накладываемых на предлагаемое решение нормативными документами.

¬арианты объектов труда

Ёскизные проекты школьников в рамках выполн€емого проекта и отвечающие профилю обучени€. ”чебные задачи.

¬ведение в психологию творческой де€тельности (2 час)

ќсновные теоретические сведени€

¬иды творческой де€тельности. ¬ли€ние творческой де€тельности на развитие качеств личности. ѕон€тие о психологии творческой де€тельности. –оль подсознани€. «ѕсихолого-познавательный барьер». ѕути преодолени€ психолого-познавательного барьера. –аскрепощение мышлени€. Ётапы решени€ творческой задачи. ¬иды упражнений дл€ развити€ творческих способностей и повышени€ эффективности творческой де€тельности.

 

ѕрактические работы

¬ыполнение упражнений на развитие ассоциативного мышлени€, поиск аналогий.

¬арианты объектов труда

“ворческие задани€, св€занные с проектной де€тельностью школьников и отвечающие профилю обучени€. —борники учебных заданий и упражнений.

»нтуитивные и алгоритмические методы поиска решений (2 час)

ќсновные теоретические сведени€

¬ыбор целей в поисковой де€тельности. «начение этапа постановки задачи. ћетод «Ѕукета проблем». —пособы повышени€ творческой активности личности. ѕреодоление стереотипов. јссоциативное мышление. ÷ели и правила проведени€ мозгового штурма (атаки). Ёвристические приемы решени€ практических задач. ћетод фокальных объектов. јлгоритмические методы поиска решений. ћорфологический анализ.

ѕрактические работы

ѕрименение интуитивных и алгоритмических методов поиска решений дл€ нахождени€ различных вариантов выполн€емых школьниками проектов.

¬арианты объектов труда

ѕроектные задани€ школьников. —борники учебных заданий и упражнений.

јнализ результатов проектной де€тельности (1 час)

ќсновные теоретические сведени€

ћетоды оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной де€тельности. Ёкспертна€ оценка. ѕроведение испытаний модели или объекта. ќценка достоверности полученных результатов.

ѕрактические работы

јнализ учебных заданий. ѕодготовка плана анализа собственной проектной де€тельности.

¬арианты объектов труда

ќбъекты проектировани€ школьников. —борники учебных заданий и упражнений.

¬арианты объектов труда

ќбъекты проектировани€ школьников. —борники учебных заданий и упражнений.

“ворческа€ проектна€ де€тельность (9 часов)

¬ течение отведЄнного времени ученики выполн€ют творческий проект.

ќбсуждение идей и исследований. ќценка возможностей, необходимых дл€ выполнени€ проекта. —бор и обработка необходимой информации. ѕланирование работы.

ѕрактическа€ де€тельность по выполнению проекта.  онсультации по выполнению практической части проекта.  орректировка де€тельности. ќформление пакета документации.

ќценка качества выполненной работы. ѕодготовка к защите и защита проекта.

 онтрольно-диагностический инструментарий

ѕрактические работы

1.«накомство с содержанием и последовательностью изучени€ предмета «“ехнологи€» в 10 классе.

2. ќзнакомление с де€тельностью производственного предпри€ти€.

3 .ќзнакомление с современными технологи€ми в промышленности, сельском хоз€йстве, сфере обслуживани€.

4. ¬ы€вление источников экологического загр€знени€ окружающей среды.

5.ќпределение требований и ограничений к объекту проектировани€.

6.јнализ учебных заданий. ѕодготовка плана анализа собственной проектной де€тельности.

7 ¬ыбор темы и обоснование проекта.

8.¬ыполнение графической документации.

9.¬ыполнение технологической документации.

10.»зготовление проекта.

11.–асчет себестоимости творческого проекта.

12.ќформление проекта.

13.—оздание рекламы проекта.

14.«ащита творческого проекта.

 

 

11 класс

є

–азделы и темы

 оличество часов

                                                   классы

11  Ћј——

 

¬сего

часов

 

ѕроизводство, труд и технологии

 

I.

ќрганизаци€ производства

8

1

—труктура современного производства

4

2

Ќормирование и оплата труда

2

3

Ќаучна€ организаци€ труда

2

II.

“ехнологи€ проектировани€ и создани€ материальных объектов или услуг

8

1

‘ункционально-стоимостный анализ

2

2

«ащита интеллектуальной собственности

4

3

ѕрезентаци€ результатов проектной де€тельности

2

III.

ѕрофессиональное самоопределение и карьера

7

1

»зучение рынка труда, профессий и профессионального образовани€

2

2

¬иды и формы получени€ профессионального образовани€

2

3

ѕланирование профессиональной карьеры

2

IV.

“ворческа€ проектна€ де€тельность

10

»того

34

    –аздел             I. ѕроизводство, труд и технологии

 

   1.   ќрганизаци€ производства (8 часов)

1.1.  —труктура современного производства (4 часа) 

ќсновные теоретические сведени€.

—феры профессиональной де€тельности: сфера материального производства и непроизводственна€ сфера. ѕредставление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединени€, комплексы и предпри€ти€. ¬иды предпри€тий и их объединений. ёридический статус современных предпри€тий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества.  ÷ели и функции производственных предпри€тий и предпри€тий сервиса. ‘ормы руководства предпри€ти€ми. ќтрасли производства, занимающие ведущее место в регионе.

ѕон€тие о разделении и специализации труда. »сторическое развитие разделени€ труда. ‘ормы разделени€ труда.

‘ормы современной кооперации труда. ѕрофессиональна€ специализаци€ и профессиональна€ мобильность.

ѕрактические работы.

јнализ форм разделени€ труда в организаци€х и предпри€ти€х посЄлка. ќписание целей де€тельности, особенности производства и характера продукции предпри€тий ближайшего окружени€. “аблица профессий, относ€щихс€ к материальному и нематериальному производству.

—оставление схемы структуры предпри€ти€ и органов управлени€.

 

1.2. Ќормирование и оплата труда (2 часа)

 

ќсновные теоретические сведени€

 ќсновные направлени€ нормировани€ труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживани€, норма численности, норма управл€емости, технически обоснованна€ норма. ћетодика установлени€ и пересмотра норм.

«ависимость формы оплаты труда от вида предпри€ти€ и формы собственности на средства производства. ѕон€тие заработной платы. —дельна€ и повременна€ формы оплаты труда: виды, применение и способы расчЄта. –оль заработной платы в стимулировании труда.

ѕрактические работы

ќпределение вида оплаты труда дл€ работников разных профессий. —опоставление достоинств и недостатков различных форм оплаты труда. ќпределение преимущественных областей применени€ различных форм оплаты труда.

 

1.3.   Ќаучна€ организаци€ труда (2 часа)

ќсновные теоретические сведени€

‘акторы, вли€ющие на эффективность де€тельности организации. ћенеджмент в де€тельности организации. —оставл€ющие культуры труда: научна€ организаци€ труда, трудова€ и технологическа€ дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечени€, эстетика труда. ‘ормы творчества в труде. ќбеспечение качества производимых товаров и услуг. ќрганизационные и технические возможности повышени€ качества товаров и услуг.

ѕон€тие о морали и этике. ѕрофессиональна€ этика. ќбщие нормы профессиональной этики. ќтветственность за соблюдение норм профессиональной этики.

ѕрактические работы

ѕроектирование рабочего места учащегос€, современного рабочего места. јнализ рабочего дн€ и эффективна€ его организаци€.

¬арианты объектов труда

ћодели  или эскизы организации рабочего места.

 

II. “ехнологи€ проектировани€ и создани€ материальных

объектов или услуг (8 часов)

 

1. ‘ункционально - стоимостной анализ (2 часа)

 

ќсновные теоретические сведени€

÷ели и задачи функционально - стоимостного анализа (‘—ј). ‘—ј как комплексный метод технического творчества. ќсновные этапы ‘—ј: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрени€.

ѕрактические работы

ѕрименение элементов функционально-стоимостного анализа дл€ нахождени€ различных вариантов выполн€емых школьниками проектов. –ешение творческих задач.

 

2. «ащита интеллектуальной собственности (4 час)

 

ќсновные теоретические сведени€

ѕон€тие интеллектуальной собственности. —пособы защиты авторских прав. ѕубликации. –ационализаторское предложение. ќбъекты на которые выдаЄтс€ патент: открытие и изобретение, промышленный образец и полезна€ модель. ѕравила регистраци€ товарных знаков и знака обслуживани€.

ѕрактические работы

–азработка товарных знаков. –азработка различных форм защиты проектных предложений (тезисы докладов, краткие сообщени€, за€вки на полезную модель или промышленный образец).

 

3. ѕрезентаци€ результатов проектной де€тельности (2 час)

ќсновные теоретические сведени€

ќпределение целей презентации. ¬ыбор формы презентации. ќсобенности воспри€ти€ вербальной и визуальной информации. »спользование технических средств в процессе презентации. ќрганизаци€ взаимодействи€ участников презентации.

 

ѕрактические работы

ѕодготовка различных форм презентации результатов собственной проектной де€тельности.  омпьютерна€ презентаци€.

¬арианты объектов труда

ќбъекты проектировани€ школьников. ”чебные задани€.

 

ѕрофессиональное  сомоопределение и карьера (6 часа)

 

»зучение рынка труда, профессий и профессионального образовани€ (2 часа)

¬иды и формы получени€ профессионального образовани€ (2 часа)

ќсновные теоретические сведени€

—пособы изучени€ рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложени€ работодателей на различные виды профессионального труда, средства получени€ информации о рынке труда и пут€х профессионального образовани€.

¬иды и формы получени€ профессионального образовани€. –егиональный рынок образовательных услуг. ÷ентры профконсультационной помощи. ћетоды поиска источников информации о рынке образовательных услуг.

ѕрактические работы

»зучение регионального рынка труда и профессий и профессионального образовани€. «накомство с центрами профконсультационной помощи.

 

 

ѕланирование профессиональной карьеры (2 часа)

 

ќсновные теоретические сведени€

ѕути получени€ образовани€, профессионального и служебного роста. ¬иды и уровни профессионального образовани€ и профессиональна€ мобильность.

‘ормы самопрезентации. —одержание резюме.

ѕрактические работы

—опоставление профессиональных планов с состо€нием здоровь€, образовательным потенциалом, личностными особенност€ми. ѕодготовка резюме и формы самопрезентации.

¬арианты объектов труда

–езюме.

 

“ворческа€ проектна€ де€тельность (12 часов)

 

¬ течение отведЄнного времени ученики выполн€ют проект по уточнению своих профессиональных намерений «ћои жизненные планы и профессиональна€ карьера».

         ќбсуждение идей и исследований. ќценка возможностей, необходимых дл€ выполнени€ проекта. —бор и обработка необходимой информации. ѕланирование работы.

ѕрактическа€ де€тельность по выполнению проекта.  онсультации по выполнению практической части проекта.  орректировка де€тельности. ќформление пакета документации.

ќценка качества выполненной работы. ѕодготовка к защите и защита проекта.

 

 

 –»“≈–»» ќ÷≈Ќ »  ¬џѕќЋЌ≈Ќ»я “¬ќ–„≈— ќ√ќ ѕ–ќ≈ “ј ѕќ “≈’ЌќЋќ√»»

            ѕод творческим проектом понимаетс€ самосто€тельна€ творчески завершенна€ работа, выполненна€ под руководством учител€.

            –абота включает в себ€ составление обоснованного плана действий, который формируетс€ и уточн€етс€ на прот€жении всего периода выполнени€ проекта, элементы де€тельности по конструированию, технологическому планированию, изготовлению изделий, экономическа€ оценка выполн€емых работ.

            –езультаты проектной де€тельности поэтапно фиксируютс€ в виде описани€ и обосновани€ выбора цели де€тельности с учетом экономического аспекта, эскиза, чертежей, технологических карт и конкретного решени€ поставленной проблемы.

            ¬ тематике проектных заданий следует учитывать вопросы экономики, современного дизайна, моды. ќкончательный выбор темы проекта остаетс€ за учителем. –абота, котора€ требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке

.

 ритерии оценки проекта:

 

1. онструктивные критерии – прочность, надежность, удобство использовани€, соответствие конструкции назначени€ издели€.

2.“ехнологические критерии – количество используемых материалов, оригинальность применени€ и сочетание материалов, их долговечность, расход материалов.

3.Ёкологические критерии – возможность использовани€ отходов производства.

4.Ёстетические критерии – оригинальность формы, композиционна€  завершенность, цветовое решение, стиль.

5.Ёкономические критерии – себестоимость проекта.

 

ќценка:

 

            ќценка «5» ставитс€ за творческий проект, если аргументировано раскрыта тема; сделан вывод; выбор композиции; цветовые сочетани€, аккуратность выполненного издели€.

            ƒопускаетс€ неточность в творческом проекте и изготовлени€ издели€.

            ќценка «4» ƒостаточно и убедительно раскрыта тема творческого проекта, умение пользоватьс€ литературой дл€ обосновани€ своих мыслей, а также делать выводы, обобщени€, логичное и последовательное изложение  содержани€.

            ƒопускаетс€ неточности при ответе, небольшие помарки готового издели€.

            ќценка «3» “ема раскрыта в целом, дан ответ на тему творческого проекта, небольшие ошибки в технологии изготовлени€ издели€, обнаруживаетс€ недостаточное умение делать выводы и обобщени€, изделие сделано небрежно.

            ќценка «2» Ќе раскрыта тема творческого проекта, не соответствует плану, состоит из путанного пересказа, без выводов. »зделие отмечаетс€ небрежностью, нарушена технологи€ изготовлени€.

            “рудность выполнени€ проекта заключаетс€ в необходимости затраты учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимс€. ѕоэтому тема проекта выбираетс€ несложной. ѕроект – это творческа€ работа, во врем€ выполнени€ которой школьники продолжают пополн€ть знани€ и формировать знани€.