–егистраци€
¬оспитание без всестороннего обогащени€ собственного жизненного опыта - не воспитание
Ёрнст “ельман
—ертификат владельца сайта
—ертификат владельца сайта http://www.ten-technology.ru/
—ейчас на сайте: 17

¬ерси€ дл€ слабовид€щих

ћј—“≈–- Ћј—— дл€ 4 класса

ѕирографи€ (выжигание по дереву) в художественном оформлении разделочной доски

 

”читель технологии (технический труд) - “ен »горь —ергеевич

 

“ема: «ѕирографи€ (выжигание по дереву) в художественном оформлении разделочной доски».

÷ель мастер-класса: приобретение и закрепление навыков работы выжигательным аппаратом  при художественном оформлении изделий из древесины.

«адачи:

1.Ќаучить учащихс€ пользоватьс€ выжигательным аппаратом при художественном оформлении издели€ из древесины.

2.ќзнакомить с историей выжигани€ по дереву.

3.–азвивать у учащихс€:

  • ¬нимание;
  • јккуратность;
  • »сполнительность;
  • ќсмысленное выполнение поставленной задачи;
  • ”сидчивость;
  • “ворческие способности;
  • —амосто€тельность.

4.ѕрививать умение правильно организовать рабочее место и рабочий процесс.

ѕлан :

1.ќрганизационна€ часть – 3 мин.

2.ѕовторение пройденного материала – 5 мин.

3.ќбъ€снение нового материала – 7 мин.

4.ѕрактическа€ работа:

  • ќзнакомление с ходом работы – 2 мин.
  • “екущий инструктаж и правила охраны труда  -  3 мин.
  • —амосто€тельное выполнение задани€ учениками – 15 мин.
  •  онтроль, взаимоконтроль выполнени€ работы -  2 мин.

5.ќценивание работы, отчет учащихс€ – 5 мин.

6.”борка класса, окончание урока – 3 мин.

7.ѕроветривание.

ќборудование, материалы, инструменты:

1.ћультимедийна€ установка (проектор, экран, ноутбук).

2.»здели€ из древесины, ранее подготовленные дл€ выжигани€.

3.¬ыжигательные аппараты. 

4.¬ыставка работ учащихс€.  

                                  

’од мастер-класса:

1.ќрганизационна€ часть.

1.проверка готовности;

2.обеспечение необходимыми материалами, инструментами, оборудованием.

2.ѕовторение пройденного материала.

ƒавайте, реб€та, вспомним, из какого материала сделаны наши работы?

»з древесины, из фанеры.

 „то такое древесина?

ƒревесина – ткань растений, плотный материал, из которого состо€т ствол, корни и ветви деревьев. —твол – множество собранных воедино и нат€нутых, как струны длинных клеток-трубок, камби€, оболочка которых состоит из целлюлозы.

 „то  собой представл€ет фанера?

 ‘анера – листовой древесный материал, склеенные пластины с перекрестным расположением волокон.

  акие породы древесины вы знаете?

 ’войные и лиственные.

 акие свойства древесины вы знаете?

‘изические.

÷вет – способность вызывать определенные зрительные ощущени€.

Ѕлеск – способность отражать свет.

ѕлотность – количество массы в единице объема.

“еплопроводность – способность передавать теплоту.

Ёлектропроводность – способность проводить электроток.

«апах – свойство действовать на обон€ние.

¬лажность – содержание влаги в  массе древесины.

ћеханические.

ѕрочность – способность выдерживать нагрузки.

“вердость – способность сопротивл€тьс€ проникновению более твердых тел.

”пругость – способность восстанавливатьс€ после прекращени€ действи€ внешних сил.

„то такое текстура?

–исунок, получаемый на поверхности древесины после  разрезани€ древесных волокон.

ќбработка древесины.

–езать,  пилить, строгать,  шлифовать, расщепл€ть, гнуть, править, обжигать.

’удожественное оформление изделий из древесины.

ќкрашивание, лакирование, вощение, резьба, обжиг,  выжигание.

3.ќбъ€снение нового материала.

—уществует несколько способов выжигани€ по дереву: пиротипи€ (гор€чее печатание клеймами), пирографи€ (гор€чее рисование), выжигание в гор€чем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке.

¬ыжигание (пирографи€) – один из самых доступных способов художественной обработки древесины м€гких пород (липа, осина, ольха), с маловыраженной текстурой. Ётим ремеслом с большим интересом занимаютс€ как дети, так и взрослые. ќно очень полезно в развитии внимательности, аккуратности, усидчивости. —пособствует развитию тонкой моторики рук.

¬ этой технике можно обработать любые издели€. ќни сразу станов€тс€ €ркими и декоративными. ¬ качестве изобразительного материала можно выжечь геометрический или растительный орнамент, цветы, фигурки животных, сюжетные композиции.

¬ыжигание по дереву известно уже давно. ¬ той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа. ѕервые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируютс€ приблизительно 700 годом до н.э. и обнаружены в ѕеру.

¬ средние века в ≈вропе выжигание уже стало не только формой народного творчества, но и искусством. »м занимались многие знаменитые художники –ембрант, Ѕрюйер, ѕабло ѕикассо, писатель ¬иктор √юго.

¬ старину дл€ выжигани€ использовали специальные заточенные под определенный узор клейма или металлические стержни, которые накаливали докрасна, а на дерев€нных панел€х домов, балконах, балках, ставн€х часто выжигали раскаленной кочергой или шпагой.

¬ ’’ веке по€вились первые электрические приборы дл€ выжигани€.

¬ –оссии это одно из попул€рных ремесел, глубоко св€занное с традици€ми русского народного творчества. ¬ыжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой, живописными работами. яркий пример – полхов-майданска€, пермогорска€ росписи (рисунок выжигаетс€, а затем ввод€тс€ краски), сергиевска€ роспись (выжигаетс€ на объемных издели€х).

 ак правило, выжигание примен€етс€ при отделке любых дерев€нных изделий, которые имеют практическое назначение. Ўкатулки и разделочные доски, хлебницы и  солонки, мебель и  сувениры, игрушки и  ложки, рамки, все это можно украсить при помощи выжигани€.

ћатериалом дл€ изделий может служить как массив древесины, так и различные  пиломатериалы (фанера, дерево-стружечные плиты). ѕосле выжигани€ издели€ покрываютс€ лаком, вощатс€. “акже в выжженный рисунок можно вводить краски (водные, масленые), после чего издели€ также лакируетс€ или вощатс€.

4.ѕрактическа€ работа.

1.–ассмотрим устройство выжигательного аппарата.

 

ќн состоит из понижающего (до 6-12 вольт) трансформатора, электрошнура и ручки со штифтом, наконечник которого изготовлен из нихромовой проволоки.

≈го рабоча€ часть — перо или штифт (согнута€ проволока, разогреваема€ электрическим током) — закреплена в пластмассовой ручке. ѕроволочный штифт позвол€ет выжигать наиболее сложные сюжеты, добиватьс€ большого разнообрази€ в техническом исполнении рисунка.

ѕроволочные штифты разнообразной формы делают из нихромовой и вехралевой проволоки.

»зготовить их очень просто: нарезают проволоку кусочками и плоскогубцами придают нужную форму.

ѕоверхность, котора€ соприкасаетс€ с деревом, тщательно шлифуют наждачной шкуркой.

 реп€тс€ штифты к ручке по-разному, в зависимости от конструкции - маленькими болтиками, зажимным винтом или при помощи па€ни€. ¬о всех случа€х штифт должен быть закреплен устойчиво и прочно. ѕрибор включают в электрическую сеть и переключателем устанавливают необходимую степень накала пера. Ќачинают работать тогда, когда перо разогреетс€ до темно-красного цвета.

2.ѕоследовательность работы:

Ќа прошлых зан€ти€х мы с вами подготовили наши работы, произвели:

  • Ўлифование поверхности пиломатериала абразивной шкуркой;
  • –азметку издели€ по предварительно выбранному и изготовленному шаблону;
  • ¬ыпиливание по контуру издели€ с последующей зачисткой кромок.

—егодн€ мы поучимс€ работать с выжигательным аппаратом.

  • ƒержатель с иглой удерживаем как карандаш, работа напоминает рисование.

3.“ехнологи€ выжигани€.

Ќа нанесенном рисунке сначала став€т точки, затем провод€т линии. „тобы получить тонкую линию, перо электровыжигател€ следует передвигать быстро. “олстую линию получают при медленном движении пера. ¬ести перо следует без нажима.

–исунок сначала выжигают по внешнему контуру, а потом переход€т к внутренним лини€м и точкам.

ћен€€ накал штифта, придава€ ему различный наклон, можно добитьс€ глубоко насыщенных линий и едва заметных штрихов, при этом мен€етс€ и интенсивность окраски линии от темно-коричневого до светлых желтовато-коричневых тонов.

Ќельз€ продвигать штифт с особым усилием или неуверенно замедл€ть его ход по рисунку.

≈сли кра€ выжженных канавок обуглены, то, видимо, движение штифта было слишком медленное или штифт не в меру перегрет.

ќхладить наконечник штифта можно, прикоснувшись им к мраморной плитке или подержав штифт некоторое врем€ в вертикальном положении.

¬ыжигание ведут сразу в разных част€х рисунка. ¬ременно оставл€ют какой-то участок, переход€т к другому, а затем вновь возвращаютс€ к первому.

Ёто необходимо дл€ того, чтобы не получились промежуточные прожиги, возникающие от сильного нагрева близлежащих частей дерева. ѕоэтому не стоит сразу выжигать несколько почти соприкасающихс€ линий или штрихов, прежде чем нажечь новый штрих, нужно дать остыть соседнему.

¬ыжига€ кривые линии или точки, штифт держат перпендикул€рно к поверхности доски, а при выжигании пр€мых линий - наклонно, как карандаш при рисовании.

≈сли необходимо нажечь (затенить) сравнительно большой участок, сначала выжигают контур (абрис), а затем внутри него жгут широкой стороной штифта. ѕри обработке фона можно пользоватьс€ различными приемами: нанести вертикальные широкие линии и штрихи, точки различной величины или, использу€ фигурные наконечники, покрыть поверхность квадратами, треугольниками и другими фигурами.

¬ зависимости от времени воздействи€ раскаленной иглы на поверхность древесины, также измен€€ мощность выжигательного аппарата можно получать различные тона выжигаемого контура, точек и штрихов  (от более светлого к более темному). 

  • Ћинейное, контурное выжигание – игла передвигаетс€ по контуру без отрыва. ѕр€мые, волнистые линии.
  • “ональное выжигание – выполн€етс€  посредством нанесени€ точек.  «аполнение фона.
  • Ўтриховое выжигание -  нанос€тс€ штрихи в различных направлени€х. “акже дл€ заполнени€ фона.

4.»нструктаж по охране  труда.

5.ѕриступаем к практическому выполнению задани€.

Ќачальным этапом выжигани€ €вл€етс€ тренировочна€ работа на обрезке доски или фанеры.  ¬ыжигаем линии, штрихи, точки различной толщины, с поворотом иглы в различных направлени€х.

ѕосле тренировки приступаем к выжиганию, перенесенного на прошлых зан€ти€х контура,   на изделии. ќригинальна€ разделочна€ доска, на которой изображены красочные осенние листь€, не только украсит интерьер кухни, но и будет полезна в хоз€йстве, ведь ее можно использовать и по пр€мому назначению. —делать такую вещь совсем не трудно, ведь дл€ этого не надо быть профессиональным художником.

¬о врем€ выполнени€ работы производитс€ контроль качества выполн€емой работы со стороны учител€, а также взаимоконтроль.

5.ќценивание качества. ѕодведение итогов.

 ѕрименение сравнительного метода. ’арактеристика и оценивание по следующим критери€м: количество выполненной работы, качество, аккуратность. —овместное обсуждение выполненной практической работы. ≈сли есть вопросы и ошибки: совместный их разбор.

6.”борка мастерской.

7. ѕроветривание.

8.¬ыставка работ.

”рок способствует формированию навыков по обработке древесины, художественному оформлению изделий, освоению навыков работы с выжигательным аппаратом.

Ќа зан€тии дифференцировались знани€ и умени€, полученные на предыдущих  зан€ти€х, уроках технологии,  физики, »«ќ.

—писок литературы:

1.ј.ћ.√усакова. «¬неклассна€ работа по труду». ћосква.  «ѕросвещение».

2.¬.». оваленко. «ƒидактический материал по трудовому обучению». ћосква, «ѕросвещение», 2007г.

3.¬.¬.‘ин€гин. « ƒерево. »здели€ своими руками». ћосква, «јстрель» 2001г.

ќборудование.

1.ќборудование кабинета, ручные деревообрабатывающие инструменты.

2.Ќагл€дные пособи€.

3.Ћитература.

4.ѕиломатериал.


ѕроектный метод обучени€ в технологии современного урока

ћастер-класс на ћетодическом объединении учителей технологии, искусства и физической культуры ћЅќ”_—ќЎ с. ƒачное

“ема: «ѕроектный  метод обучени€  в технологии  современного урока»

÷ели: 

  1. ознакомить слушателей с проектной методикой;
  2. определить  своеобразие   технологии современного урока на основе использовани€ проектного метода обучени€;
  3. создать пространство дл€ открытого и всестороннего обсуждени€ проблемы внедрени€ метода проектов в учебный процесс.

«адачи: 

  1. определить знани€  слушателей  по  изучаемой  проблеме;  
  2. вы€вить противоречи€;
  3. продемонстрировать опыт работы по проектной методике;
  4. оказать реальную помощь участникам мастер-класса в определении задач саморазвити€ и формировани€ индивидуальной программы самообразовани€;
  5. мотивировать  на  прин€тие  новой технологии;

 

÷ели участников мастер-класса:

”знать:

  • о перспективах использовани€ проектной методики;
  • о методике организации и проведении мастер-классов.

ѕон€ть:

  • как реализовать проектный метод в рамках различных дисциплин;
  • как эффективнее организовать де€тельность учащихс€ при использовании данного метода.

Ќаучитьс€:

  • эффективно примен€ть метод проектов в своей работе;
  • формулировать проблемы;
  • интересно вести зан€ти€, вовлекать учеников в проектную де€тельность;
  • планировать де€тельность учащихс€ и преподавател€ при разработке образовательного проекта.

 

ѕроведение мастер-класса

1. ѕрезентаци€ педагогического опыта

ѕедагогическую де€тельность осуществл€ю в 5-11 классах в соответствии с учебным планом образовательного учреждени€ через уроки технологии. ƒинамика учебных достижений обучающихс€ технологии с 2013 по 2016 год показала стабильно высокие результаты качества знаний и уровн€ обученности.

“ехнологическое образование своих учеников могу определить как де€тельностно-творческое. ”чащиес€ с высокой мотивацией к учебной де€тельности, целеустремлЄнные, обладающие творческой инициативой совершенно естественно переход€т на интерактивное обучение, сами выстраивают свою образовательную траекторию, а € только помогаю им в этом.

ѕрименение проектной методики в образовательной области «“ехнологи€» предполагает разработку учащимис€ не менее 1 проекта в год, за исключением тех учеников, которые имеют низкую мотивацию к учению. ƒл€ них возможен вариант выполнени€ творческих работ или работ, выполненных по образу учител€ без разработки по€снительной записки.

Ќаиболее сложные и качественные проекты разрабатывают учащиес€ 8,10,11 классов, т.к. школьники овладевают необходимыми знани€ми, умени€ми и навыками, организацией практической де€тельности по всей проектно - технологической цепочке - от идеи до еЄ реализации в модели, изделии, услуге.

Ћюбой ученик может обратитьс€ за консультацией.  онсультирую по проектной методике или по выполнению какой-либо творческой работы.

¬се вышеизложенные факты свидетельствуют, что мо€ педагогическа€ де€тельность обеспечивает свободную творческую, эвристическую де€тельность моих воспитанников и способствует раскрытию моего собственного творческого потенциала.

”читыва€ интересы развити€ личности каждого ребЄнка, считаю, необходимым условием обучени€ использование педагогических технологий личностно ориентированной направленности, таких как:

  • обучение в сотрудничестве;
  • метод проектов;
  • портфель ученика;
  • метод кейсов;
  • разноуровневое обучение;
  • индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;
  • новые информационные технологии.

ћетод творческих проектов - комплексна€ методическа€ система, синтезирующа€ различные методы обучени€, активизирующие творческое мышление, помогающие выработать умени€ решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной де€тельности, созданию некоего идеального образа и его воплощени€ в реальном продукте. Ёто система взаимодействи€, педагогического сотрудничества учител€ и ученика и учащихс€ между собой.

ƒанную методику использую в педагогической практике с 2004 года (12 лет).

— 2004 года мои ученики принимают участие во ¬сероссийских олимпиадах школьников по технологии. ћо€ тема самообразовани€: «—овершенствование форм и методов преподавани€ предмета «“ехнологи€» в услови€х внедрени€ ‘√ќ—».

2. ѕредставление системы метода проектов

ћетодической основой организации де€тельности обучаемых на уроке €вл€етс€ методика творческого проектировани€. ќна соедин€ет в себе как инженерно-конструкторский (то есть преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный).

ѕроектирование изделий с учЄтом их функционировани€ включает в качестве об€зательного элемента целеполагание, что в свою очередь обеспечивает развитие приЄмов мышлени€. ÷елеполагание предопредел€ет именно сознательный поиск, решение проблемы, творческий подход к ней.

ѕри подборе объектов проектной де€тельности учитываю основные требовани€:

  • подготовленность учащихс€ к данному виду де€тельности;
  • интерес школьников к проблеме;
  • практическа€ направленность и значимость проекта;
  • творческа€ постановка задачи;
  • практическа€ осуществимость проекта.

√лавна€ иде€ методики проектного обучени€ состоит в следующем: с большим увлечением выполн€етс€ ребенком только та де€тельность, котора€ выбрана им свободно. Ћозунг этой де€тельности: «все из жизни, все дл€ жизни. ¬ процессе проектной работы ответственность за обучение возлагаетс€ на самого ученика как индивида и как члена проектной группы.

ѕринцип мастер-класса: «я знаю, как добитьс€ успеха и как создать ситуацию успеха дл€ своих учеников. я научу вас»

¬ чем секрет успеха?

«¬с€кое знание остаетс€ мертвым, если в учащихс€ не развиваетс€ инициатива и самоде€тельность: учащегос€ нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению» Ќ.ј.”мов

јлгоритм проектной де€тельности

1 этап

ќрганизационно-подготовительный

ѕоиск информации по теме проекта, постановка цели, определение потребности и формулировка задачи

2 этап

ѕрактический

 онструкторский, технологический, продуктивный

3 этап

«аключительный

јнализ полученных результатов, выводы, оформление проекта, защита

ѕрактикум

ѕаспорт проекта

  • Ќазвание проекта.
  • ѕолное наименование общеобразовательного учреждени€ в соответствии с ”ставом
  • –уководитель проекта.
  •  онсультанты проекта.
  • ”чебный предмет.
  • ”чебные дисциплины, близкие к теме проекта.
  • ¬озраст учащихс€.
  • –азработчик проекта. —остав проектной группы.
  • “ип проекта.
  • «аказчик проекта.
  • ÷ель проекта.
  • «адачи проекта.
  • ¬опросы проекта.
  • Ќеобходимое оборудование.
  • јннотаци€ (актуальность, значимость, воспитательный аспект,краткое содержание)
  • ѕредполагаемый продукт.
  • Ётапы работы над проектом.
  • ѕредполагаемое распределение ролей в проектной группе.

 

ќсновные компоненты проекта

1. ќрганизационно-подготовительный этап.

  • «апуск проекта. ќпределение потребностей и кратка€ формулировка задач. ќпределение темы и цели проекта.
  • Ќабор идей, дизайн-анализ, требовани€ к продукту проектировани€, его описание, выбор материалов, оборудовани€, инструментов, способов исполнени€.

2. ѕрактический этап.

  • —оздание конструкции, моделирование.
  • ¬ыполнение упражнений, организаци€ рабочего места, соблюдение условий техники безопасности и культуры труда.
  • “ехнологи€ изготовлени€ продукта проектировани€.
  •  орректировка действий, самоконтроль, самооценка.

3. «аключительный этап

  • »спытание проекта, мини-маркетинговые исследовани€, анализ проделанной работы и результатов труда, оформление по€снительной записки, защита проекта.

 

ќценка проектной де€тельности

1.¬ыполнение проекта:

-аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическа€ направленность проекта и значимость выполненной работы;

-объем и полнота разработок, самосто€тельность, материальное воплощение;

-аргументированность предлагаемых решений, подходов;

-качество по€снительной записки: оформление, соответствие стандартным требовани€м, качество схем, рисунков.

2. ѕублична€ защита:

-качество доклада: композици€, полнота, убедительность;

-объем и глубина знаний;

-культура речи, манера поведени€, использование нагл€дных средств;

-ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность;

-деловые и волевые качества докладчика.

«аключение

ѕриступа€ к внедрению метода проектов в образовательную практику, необходимо учесть проблемные моменты, которые могут неизбежно возникнуть на пути. ƒанна€ методика подчин€етс€ определенному алгоритму. јлгоритм -это четка€ последовательность действий, направленна€ на достижение поставленной цели.

ѕроект ориентирован на достижение целей самих учащихс€, и поэтому он уникален. ќн формирует большое количество универсальных учебных действий, и поэтому он эффективен. ќн формирует опыт де€тельности, и поэтому он незаменим. ќбразовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, про€вл€ющуюс€ не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношени€х.

 ритерии качества подготовки и проведени€ мастер-класса

  1. ѕрезентативность. ¬ыраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, попул€рность идеи в педагогике, методике и практике образовани€.
  2. Ёксклюзивность. ярко выраженна€ индивидуальность (масштаб и уровень реализации идеи). ¬ыбор, полнота и оригинальность решени€ инновационных идей.
  3. ѕрогрессивность. јктуальность и научность содержани€ и приемов обучени€, наличие новых идей, выход€щих за рамки стандарта и соответствующих тенденци€м современного образовани€ и методике обучени€ предмета; способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
  4. ћотивированность. Ќаличие приемов и условий мотивации, включение каждого в активную творческую де€тельность по созданию нового продукта де€тельности на зан€тии.
  5. ќптимальность. ƒостаточность используемых средств на зан€тии, их сочетание, св€зь с целью и результатом (промежуточным и конечным)
  6. Ёффективность. –езультативность, полученна€ дл€ каждого участника мастер-класса.  аков эффект развити€? „то это дает конкретно участникам? ”мение адекватно проанализировать результаты своей де€тельности.
  7. “ехнологичность. „еткий алгоритм зан€ти€ (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации (“разрыва”), приемов поиска и открыти€, удивлени€, озарени€, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
  8. јртистичность. ¬озвышенный стиль, педагогическа€ хоризма, способность к импровизации, степень воздействи€ на аудиторию, степень готовности к распространению и попул€ризации своего опыта.
  9. ќбща€ культура. Ёрудици€, нестандартность мышлени€, стиль общени€, культура интерпретации своего опыта.

“≈ћј“»„≈— »≈ “≈—“џ ѕќ “≈’ЌќЋќ√»»

дл€ раздела Ђ“ехнологи€ создани€ изделий из древесных и поделочных материалов с использованием плоскостных деталейї

ќбработка древесины

5 класс

1 “≈—“   “≈ћ≈ 1"–абочее место учащегос€"

ƒайте ответы на следующие утверждени€: "да" или "нет"

 

ƒа

Ќет

”тверждение

 

 

1. ¬ отверстие на крышке верстака вставл€етс€ конус.

 

 

2. Ћоток находитс€ на крышке верстака.

 

 

3. ¬ подверстачье расположены винтовые зажимы.

 

 

4. ѕодверстачье - рабочее место под верстаком.

 

 

5. »з лотка не выпадают инструменты.

 

 

6.  рышка верстака дерев€нна€.

 

 

7.  линь€ верстака стальные.

 

 

8. ¬интовой зажим находитс€ на сиденье.

 

 

9. ѕередний зажим крепит заготовку спереди.

 

 

10. «ажимаетс€ заготовка вращением винта.

 

2 “≈—“   “≈ћ≈  2 "ѕланирование процесса изготовлени€ изделий из древесины"

ƒайте ответы на следующие утверждени€: "да" или "нет"

 

ƒа

Ќет

”тверждение

 

 

1. —емь раз отрежь - один отмерь.

 

 

2. ƒеталь получают обработкой заготовки

 

 

3. “ехнологический процесс изготовлени€ деталей состоит из операций.

 

 

4. «аготовки креп€т в зажиме верстака.

 

 

5. Ќесколько вариантов издели€ разрабатывают, чтобы выбрать наихудший.

 

 

6. ќперации по обработке древесины выполн€ет хирург.

 

 

7. “ехнологический процесс - это последовательность действий с заготовкой.

 

 

8. —оединение деталей в изделие называют сборкой.

 

 

9. √рафически изображают заготовки в маршрутной карте.

 

 

10. »зделие может состо€ть из одной детали.

 

3 “≈—“   “≈ћ≈ 3 "√рафическое изображение издели€"

ƒайте ответы на следующие утверждени€: "да" или "нет"

 

ƒа

Ќет

”тверждение

 

 

1. „ертеж выполн€ют карандашом от руки.

 

 

2. Ёскизом называют изображение детали на заготовке.

 

 

3. Ќа чертеже проставл€ют размеры увеличенные или уменьшенные.

 

 

4. Ќаправление волокон при графическом изображении детали не указываетс€.

 

 

5. ѕрочитать чертеж можно в правом нижнем углу.

 

 

6. —плошна€ толста€ лини€ - лини€ видимого контура издели€.

 

 

7. Ўтрихова€ лини€ - лини€ невидимого контура.

 

 

8. ÷ентр отверсти€ расположен на пересечении штрихпунктирных линий.

 

 

9. ѕри чтении чертежа можно определить размеры издели€.

 

 

10. √лавный вид вычерчивают вверху слева листа

 

4 “≈—“   “≈ћ≈ 4 "–азметка изделий из древесины"

ƒайте ответы на следующие утверждени€: "да" или "нет"

 

ƒа

Ќет

”тверждение

 

 

1. –азметкой называют нанесение линий контура будущего издели€ на бумаге.

 

 

2. –азметочную линию провод€т по рискам.

 

 

3. –ейсмус имеет выдвижные ножки без остри€.

 

 

4. –адиус круга отмеривают циркулем по линейке.

 

 

5. ѕо шаблону очерчивают контур детали на чертеже.

 

 

6. –азмечать деталь можно чертежными инструментами.

 

 

7. —лово "–азметка"  происходит от слова "ћетка".

 

 

8. ÷ентр пр€моугольной детали можно найти на пересечении диагоналей.

 

 

9.  ромка - широка€ сторона заготовки.

 

 

10. Ћинейкой провод€т линию разметки.

 

5 “≈—“   “≈ћ≈ 7 "ѕиление древесины"

ƒайте ответы на следующие утверждени€: "да" или "нет"

 

ƒа

Ќет

”тверждени€

 

 

1. “олщина опилок равна высоте зуба.

 

 

2. Ќадрез делают по упору.

 

 

3. Ќаклонные зубь€ изображены на рисунке 83а.

 

 

4. ѕри поперечном пилении пропил параллелен направлению волокон.

 

 

5. ѕолотно лучковой пилы нат€гиваетс€.

 

 

6. Ћучкова€ пила похожа на спортивный лук.

 

 

7. ѕилы изготавливают из тонкой стальной полосы.

 

 

8. «убь€ пилы пр€мые - значит не наклонные и симметричные.

 

 

9. ѕродольным пилением получают бревна.

 

 

10. ѕоперечным пилением получают доски.

 

6 “≈—“   “≈ћ≈ 8 "—трогание древесины"

ƒайте ответы на следующие утверждени€: "да" или "нет"

 

ƒа

Ќет

”тверждение

 

 

1. —тругами строгают, как и ножом, со сн€тием стружки.

 

 

2. —труг - нож в колодке.

 

 

3. —трогают заготовку до нужной толщины и ширины.

 

 

4. –убанком перерубают заготовки из древесины.

 

 

5. ‘уганок короче рубанка.

 

 

6. «адирающиес€ волокна строгают с другой стороны.

 

 

7. —тружколоматель изгибает и надламывает стружку.

 

 

8. –ежуща€ деталь рубанка называетс€ колодкой.

 

 

9. ¬ начале строгани€ нажимают на заднюю часть рубанка, а в конце - на переднюю.

 

 

10. Ќа сучках древесина строгаетс€ лучше.

 

7 “≈—“   “≈ћ≈ 9 "—верление древесины"

ƒайте ответы на следующие утверждени€: "да" или "нет"

 

ƒа

Ќет

”тверждение

 

 

1. √лухие отверсти€ выход€т наружу.

 

 

2. ќтверсти€ сверл€т ножами.

 

 

3. Ћожечное сверло имеет одну режущую кромку.

 

 

4.  реп€тс€ сверла в зажиме.

 

 

5.  оловорот имеет зубчатый механизм.

 

 

6. ” спирального сверла две режущие кромки.

 

 

7. —тружка выходит через канавки сверла.

 

 

8. ƒиаметр отверсти€ равен длине сверла.

 

 

9. —верла изготавливают из стали.

 

 

10. —верло сверлит только при вращении в одну сторону.

 

8 “≈—“   “≈ћјћ 10 - 12 "—оединение деталей гвозд€ми, шурупами, склеиванием"

ƒайте ответы на следующие утверждени€: "да" или "нет"

 

ƒа

Ќет

”тверждение

 

 

1. √возд€ми креп€т различные детали к дерев€нным детал€м.

 

 

2. Ўуруп ввинчивают молотком.

 

 

3. ќстра€ часть гвозд€ называетс€ головкой.

 

 

4. √оловки шурупов имеют шлицы дл€ ввинчивани€ отверткой.

 

 

5. ¬винчивают шуруп в направлении против хода часовой стрелки.

 

 

6. ѕри ввинчивании шурупа его нельз€ придерживать рукой.

 

 

7.  леи бывают природного происхождени€ и синтетические.

 

 

8. Ќанесенный на детали клей выдерживают дл€ впитывани€ в древесину и сгущени€.  

 

 

9.  лей нанос€т на детали клещами.

 

 

10.  лей ѕ¬ј  горюч.

 

9 “≈—“   “≈ћјћ 13 - 16 "¬ыпиливание лобзиком, выжигание, зачистка, лакирование изделий"

ƒайте ответы на следующие утверждени€: "да" или "нет"

 

ƒа

Ќет

”тверждение

 

 

1. »нструмент дл€ выпиливани€ изделий из фанеры  - лобзик.

 

 

2. –ежущей частью лобзика €вл€етс€ пилка.

 

 

3. –амку лобзика сжимают эксцентриковым зажимом.

 

 

4. Ћобзиком пил€т снизу-вверх.

 

 

5. Ёлектровыжигатель выжигает древесину пламенем.

 

 

6. ѕоверхности деталей и изделий из древесины зачищают па€льником.

 

 

7. ѕри зачистке поперек волокон древесины образуютс€ риски.

 

 

8. Ќа наждачной бумаге насыпаны зерна стекла.

 

 

9. Ћакирование - способ отделки поверхностей деталей.

 

 

10. Ћак пожаробезопасен.

«“ехнологи€ изготовлени€ изделий из тонколистового металла и проволоки».

1 “≈—“   “≈ћјћ 1 и 2

ƒайте ответы на следующие утверждени€: "да" или "нет"

 

ƒа

Ќет

”тверждени€

 

 

1. ¬ тисках закрепл€ют инструменты.

 

 

2.  инематическа€ схема тисков показывает передачу движений от руко€тки к губке.

 

 

3. ѕоследовательность изготовлени€ издели€ - схема технологического процесса.

 

 

4. “ехнологическа€ карта показывает только наименование операций и эскизы деталей.

 

 

5. ¬ технологической карте запланированы все операции по изготовлению детали.

 

 

6. ƒеталь на металлической заготовке размечают карандашом.

 

 

7. —хема технологического процесса изображает изменени€ заготовки.

 

 

8. Ќа схеме технологического процесса можно записать примен€емые инструменты.

 

 

9. ƒл€ изготовлени€ металлических изделий маршрутна€ карта не примен€етс€.

 

 

10. ¬ тисках нельз€ крепить дерев€нные заготовки.

 

2 “≈—“   “≈ћ≈ 3 "“онкие металлические листы и проволока"

ƒайте ответы на следующие утверждени€: "да" или "нет"

 

ƒа

Ќет

”тверждение

 

 

1. Ѕела€ жесть покрыта железом.

 

 

2. ќцинкованный стальной лист покрыт цинком.

 

 

3. ѕроволока в поперечном сечении всегда кругла€.

 

 

4. “онкую проволоку получают прот€гиванием через волоку.

 

 

5. јлюминиева€ проволока плохо гнетс€.

 

 

6. —тальна€ проволока легко гнетс€.

 

 

7. »з проволоки изготавливают шурупы.

 

 

8. ¬олока изготавливаетс€ из твердого сплава или алмаза.

 

 

9. »з тонких металлических листов изготавливают кузова автомобилей.

 

 

10. »з черной жести изготовлены консервные банки.

 

3 “≈—“   “≈ћ≈ 4 "ѕравка металлических листов и проволоки"

ƒайте ответы наследующие утверждени€: "да" или "нет"

 

ƒа

Ќет

”тверждение

 

 

1. ћ€гкую проволоку прав€т молотком.

 

 

2. ƒерев€нна€ ки€нка не повреждает проволоку.

 

 

3. ƒержат заготовку при правке в рукавицах.

 

 

4. “онкую и м€гкую проволоку прав€т между брусками в тисках.

 

 

5. ћ€гкие тонкие металлические листы выглаживают.

 

 

6. ¬ыпр€мл€ть длинную изогнутую проволоку безопасно.

 

 

7. ќправку держат в руках.

 

 

8. ќстрыми кромками металлических листов можно порезать руки.

 

 

9. “олстую и жесткую стальную проволоку выпр€мл€ют на оправке.

 

 

10. —тальной лист выпр€мл€ют между двум€ плитами ударом молотка.

 

4 “≈—“   “≈ћ≈ 5 "–азметка металлических листов  и проволоки"

ƒайте ответы на следующие утверждени€: "да" или "нет"

 

ƒа

Ќет

”тверждение

 

 

1. –азметка помогает правильно изготовить изделие.

 

 

2.  ольцо на чертилке предназначено дл€ разметки отверстий.

 

 

3. „ертилка предназначена дл€ нанесени€ разметочных линий на заготовке.

 

 

4. –азметить деталь можно по ее эскизу.

 

 

5. –азвертка меньше детали, изготовленной из нее.

 

 

6. „ертилку можно носить в кармане.

 

 

7. Ќа острие чертилки можно надеть предохранительный кембрик из изол€ции провода.

 

 

8. „ертилку подают острием к себе.

 

 

9. ÷иркулем размечают радиусы.

 

 

10. Ќа изображени€х отверстий проставл€ют радиусы.

 

5 “≈—“   “≈ћјћ 6-10 "–езка, гибка, соединени€ металлических листов и проволоки"

ƒайте ответы на следующие утверждени€: "да" или "нет"

 

ƒа

Ќет

”тверждение

 

 

1. ћеталлические листы и проволока разрезаютс€ ножницами.

 

 

2. Ќожницы бывают правые и левые.

 

 

3. ћеталлические листы можно разрезать плоскогубцами.

 

 

4. ќстрые кромки металлических листов зачищают рубанком.

 

 

5. ”пругую проволоку приходитс€ сгибать на больший угол.

 

 

6. »з пружины можно получить много колец.

 

 

7. ќтгибают листы дл€ фальцевого шва молотком.

 

 

8. ‘альцевым швом соедин€ют кровельные металлические листы на крышах зданий.

 

 

9. ‘ормируют вторую головку заклепки нат€жкой.

 

 

10. ¬ каждом листе отдельно просверливают отверсти€, а затем листы склепывают.

 

6 “≈—“   “≈ћ≈ 11 "—верлильный станок"

ƒайте ответы на следующие утверждени€: "да" или "нет"

 

ƒа

Ќет

”тверждение

 

 

1.—верлильный станок - машина дл€ сверлени€ отверстий.

 

 

2. –ежущим инструментом сверлильного станка €вл€етс€ сверло.

 

 

3. —верло крепитс€ в электродвигателе.

 

 

4.  инематическа€ схема изображает устройство станка.

 

 

5. ¬интова€ колонка предназначена дл€ поворота шпиндельной бабки.

 

 

6. —верло вращаетс€ руко€ткой.

 

 

7. ѕерестановкой ремн€ измен€етс€ частота вращени€ шпиндел€.

 

 

8. ћелкие заготовки при сверлении держат в руках.

 

 

9. «ащитные очки при сверлении предохран€ют глаза от вылетающих стружек.

 

 

10. —тружки при сверлении гор€чие и острые.

 

 ќЌ“–ќЋ№Ќјя –јЅќ“ј.

“≈’ЌќЋќ√»я (технический труд)

 

I- четверть 5 класс

 

ќтметить знаком « +» правильный ответ:

1. ак называетс€ участок мастерской с установленным на нем оборудованием?

а)  рабочим местом

б)  местом дл€ работы

в)  местом дл€ зан€тий

2. ƒл€ чего служат пазухи между зубь€ми пилы ?

а)  дл€ удобства заточки зубьев

б)  дл€ собирани€ и удалени€ опилок

в)  дл€ удобства разводки зубьев

3.  ак называетс€ природный рисунок на обработанной поверхности древесины?

а)  сердцевинные лучи

б)  рисунок

в)  текстура

4. ак называетс€ вырез, образованный пилой в древесине?

а)  щель

б)  паз

в)  пропил

ќтветить на вопросы:

5. ѕравила “Ѕ при выполнении операции «строгание».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. ѕеречислите инструменты дл€ ручной обработки древесины.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ѕрактическа€ работа:

ѕроизвести плоскостную разметку детали пр€моугольной формы.

 

»тогова€ контрольна€ работа 5 класс

ќбведите кружком букву, соответствующую варианту правильного (нужного) ответа:

(ќбработка  древесины, металлов, творческие проекты, , элементы машиноведени€)

1. ƒлинные заготовки при строгании на стол€рном

верстаке креп€т

ј. ¬ переднем зажиме.

Ѕ. ¬ заднем зажиме.

¬. ¬ подверстачье.

√. ¬ лотке.

 

2. –исунок на продольном разрезе древесины

ј. √одичные кольца.

Ѕ. “екстура.

¬. Ћуб€ной слой.

√.  амбий.

 

3. Ўирока€ плоскость

пиломатериала

ј. ƒоска.

Ѕ. Ѕрусок.

¬. ѕласть.

√.  ромка.

 

4. Ќагл€дное объемное

изображение детали, выполненное от руки с указанием размеров и масштаба 

ј. Ёскиз.

Ѕ. “ехнический рисунок.

¬. „ертеж.

√. √лавный вид.

5. «аконченна€ часть технологического процесса, выполн€ема€ на одном рабочем месте или на одном станке

ј. «аготовка.

Ѕ. ƒеталь.

¬. ќпераци€.

√. “ехнологическа€ карта

6. Ќаклонные зубь€ имеют пилы дл€ пилени€ древесины

ј. ѕоперечного.

Ѕ. ѕродольного.

¬. ¬ стусле.

√. — упором.

 

7.  Ќе €вл€етс€ составной частью металлического рубанка

ј.  олодка.

Ѕ. Ўерхебель.

¬. Ќож.

√. —тружколоматель.

 

8. Ќаиболее распространенным сверлом €вл€етс€

ј. Ћожечное.

Ѕ. ƒрель.

¬.  оловорот.

√. —пиральное.

 

9. „тобы выдернуть забитый и подогнутый гвоздь, его вначале

ј. ѕодгибают на оправке.

Ѕ. ќтгибают стамеской или отверткой.

¬. ¬ыбивают молотком.

√. ¬ыравнивают клещами или плоскогубцами.

10. ќтверсти€ под потайные или полупотайные головки шурупов выполн€ют

ј. Ўлицем.

Ѕ. Ўилом.

¬. ќтверткой.

√. «енковкой или сверлом.

 

11. ѕриродным €вл€етс€ клей

ј. ѕ¬ј.

Ѕ.  азеиновый.

¬. Ѕ‘.

√. Ёпоксидный.

 

12. ќкончательно зачищают поверхность дерев€нной заготовки

ј. –ашпилем.

Ѕ. ћелкозернистой шкуркой.

¬.  рупнозернистой шкуркой.

√. Ўерхебелем.

13. ƒл€ выжигани€ на поверхности древесины не примен€етс€

ј. «аготовка из липы или ольхи.

Ѕ. ѕроволочное перо в пластмассовой ручке.

¬. —уха€ поверхность дерев€нной заготовки.

√. Ўарикова€ ручка.

 

14. ѕри выпиливании лобзиком контура фигуры

ј. «аготовка должна крепитьс€ в зажиме верстака.

Ѕ. ¬ местах резкого поворота линий контура движение лобзиком прекращают.

¬. «аготовку придерживают правой рукой, а левой выпиливают.

√. «аготовка должна лежать на выпиловочном столике.

15. Ћакирование дерев€нных изделий выполн€ют

ј. ƒл€ создани€ текстуры древесины.

Ѕ. ƒл€ обработки шлифовальной шкуркой.

¬. ћорилками.

√. ƒл€ защиты поверхностей от влаги и гниени€.

 

16.  ћашиной называют

ј. ”стройство дл€ передачи или преобразовани€ движений.

Ѕ. ¬интовой зажим верстака.

¬. ƒетали общего назначени€.

√. ”стройство дл€ облегчени€ труда человека и преобразовани€ энергии.

 

17. ¬ оборудование рабочего места слесар€ не входит

ј. —тол€рный верстак.

Ѕ. —лесарные тиски.

¬. —лесарный верстак.

√. «ащитна€ сетка.

 

18. ѕрот€гиванием через фильеру получаетс€

ј. “онкий металлический лист.

Ѕ. ѕроволока.

¬.  атанка.

√. ∆ест€нщик.

 

19.  –азверткой €вл€етс€

ј. „ертилка.

Ѕ. ѕлоска€ заготовка из тонкого металлического листа дл€ изготовлени€ коробки.

¬.  ольцо.

√. ƒлина окружности.

 

20. ¬ последовательности создани€ издели€ последним должен быть пункт

ј. Ёскизное конструирование издели€.

Ѕ. ¬ыбор лучшего варианта.

¬. »зготовление опытного образца.

√. ћакетирование.

21. ¬ыпуклость на металлическом листе прав€т

ј. ”дарами ки€нки с кра€ к середине выпуклости.

Ѕ. ”дарами ки€нки с середины выпуклости к кра€м.

¬. ѕрот€гиванием между забитыми гвозд€ми.

√. ¬атным тампоном.

22.   разметочному инструменту не относитс€

ј. ÷иркуль.

Ѕ. „ертилка.

¬. ”гольник.

√. «убило.

 

23. »нструмент дл€ резани€ тонкого металлического листа

ј.  усачки.

Ѕ. Ќожницы.

¬. ѕлоскогубцы.

√.  руглогубцы.

 

24. “орец проволоки обрабатывают

ј. Ќапильником.

Ѕ. Ўлифовальной шкуркой.

¬. –ашпилем.

√. Ќагубниками.

 

25. Ѕыстро и качественные кольца можно получить

ј. Ќавивкой проволоки на цилиндрическую оправку и разрезанием пружины.

Ѕ. √ибкой проволоки на оправке в тисках ки€нкой.

¬. √ибкой проволоки плоскогубцами.

√. –азрезанием проволоки и гибкой плоскогубцами.

26. ќтверсти€ в жести не получают

ј. —верлением.

Ѕ. ѕробойником.

¬. ѕуансоном и матрицей на штамповом прессе.

√. ћолотком.

 

27.   сверлильному станку не относитс€

ј. Ўпиндельна€ бабка.

Ѕ. Ёлектродвигатель.

¬. –еменна€ передача.

√. ÷епна€ передача.

 

28. ¬ последовательности выполнени€ заклепочного соединени€ последним должен быть пункт

ј. –азметка и сверление отверстий.

Ѕ. –асклепывание головки заклепки.

¬. ¬ставка заклепок в отверсти€.

√. ќсаживание склепываемых заготовок.

29. ¬ выполнении творческого проекта отсутствует этап

ј. ѕодготовительный.

Ѕ. “ехнологический.

¬. «аключительный.

√. ‘инишный.

 

30. ¬ последовательности изготовлени€ издели€ последним должен быть пункт

ј. –азработка чертежей.

Ѕ. –азработка технологического процесса.

¬. »спытание издели€.

√. »зготовление издели€.

 

31. ¬ режиме " алькул€тор" дл€ проекта выполн€етс€

ј. –азработка эскизов.

Ѕ. Ќабор и редактирование текста.

¬. –асчет объема и стоимости материалов.

√. —оставление рекламы.

 

 


“ема урока: Ђƒизайн при проектированииї

÷ель: сформировать первичные знани€ в области дизайн – проектировани€ изделий по алгоритму дизайна.

«адачи:

  1. јктуализировать знани€ по теме “ќсновы дизайна”.
  2. ƒать представление об основных направлени€х дизайна и об алгоритме выполнени€ дизайн-проекта.

I. ќрганизационный этап. 
II. јктуализаци€ знаний.
III. —ообщение нового материала.
IV. Ётап закреплени€ полученных знаний.
V. ѕодведение итогов урока.

’од урока

I. ќрганизационный этап.

—ообщение темы, цели и задач.

II. јктуализаци€ знаний.

ƒизайн-проект должен учитывать интересы, требовани€ разных групп потребителей, должен отвечать многим требовани€м:

- быть экологичным,

- экономически выгодным,

- технологичным,

- эстетически выразительным и пр.).

ѕостановка проблемы:  ак подойти к разработке подобного дизайн-проекта?  ак при разработке дизайн-проекта продумать и воплотить такой системный подход? —уществуют ли какие-то рекомендации, правила в плане последовательности разработки проекта на системной основе?

III. ќбъ€снение нового материала.

1. ќбщие представлени€ о дизайне.

ƒ»«ј…Ќ (от анг.design-замысел, проект) – это особый вид де€тельности (вид проектировани€), в которой предмету, кроме основного предназначени€, придаютс€ качества красоты и повышенной функциональности, эргономичности.

“аким образом, основна€ иде€ дизайна – сочетание двух сторон – красоты и функциональности. ƒизайн-разработка – это всегда творческа€ де€тельность (в силу своего проблемного характера и посто€нной новизны задачи).

2. »з истории дизайна.

¬ –оссии были попытки заменить пон€тие "дизайн" на "художественное конструирование". ќднако этот термин не прижилс€, так как не соответствует сути данной де€тельности.

ѕредшественниками современных специалистов по дизайну можно назвать ремесленников. ќни изготовл€ли предметы повседневного спроса, оруди€ труда, оружие.  аждый стремилс€ сделать свой товар привлекательным дл€ покупател€, был и конструктором, и технологом, и художником в одном лице.

— возникновением массового производства в конце XIX — начале XX в. промышленна€ продукци€ утратила многие положительные качества ремесленных изделий. ќна стала безликой, некрасивой, не всегда функциональной.  рупные фирмы, чтобы улучшить товар, начали привлекать к проектированию не только грамотных инженеров, но и людей творческих, художественно одарЄнных. ќдной из первых на этот путь в начале XX в. встала немецка€ электротехническа€ компани€ AEG. ≈Є продукци€ выгодно отличалась от изделий конкурентов благодар€ таланту дизайнера ѕитера Ѕеренса.

—формировалс€ же дизайн как новый вид человеческой де€тельности в 30-х гг. XX в., в эпоху глубокого экономического кризиса в ≈вропе и јмерике. ќдним из его основателей считают –аймонда Ћоуи, морского офицера в отставке. ќказавшись в —Ўј, он был поражЄн обилием товаров и одновременно их внешней убогостью. ’удожник и эстет в душе, Ћоуи стал предлагать свои услуги предпринимател€м, хоз€евам магазинов, изготовител€м рекламы. Ќачав с оформлени€ витрин и упаковки сигарет, он очень скоро приобрЄл не только богатство, но и широкую известность. –азработанна€ Ћоуи упаковка сигарет “Ћаки —трайк” более полувека выпускаетс€ без изменений. Ћоуи пон€л, что покупателю нужен не просто дешЄвый и добротный товар, а изделие, удобное в использовании, обладающее эстетической привлекательностьюќн впервые попыталс€ св€зать воедино пользу, удобство и красоту.

3. Ќаправлени€ дизайна.

Ќаправлени€ дизайна:

  • √рафический дизайн

–азработать такой стиль оформлени€, компоновку и организацию содержани€ учебного материала, которые бы делали материал максимально нагл€дным, выдел€ли важные моменты изучаемого, облегчали его понимание и привлекали внимание своей эстетикой.

  •  оммуникативный дизайн

Ёто разработка электронных учебных материалов в форме web-страниц »нтернет.

  • ѕсихо-дизайн

Ёто учет "человеческого фактора" при проектировании нагл€дных пособий и др. дидактических материалов. „еловеческий фактор – это осознание адресованности любого проекта именно человеку с его уникальными индивидуальными характеристиками, психологическими особенност€ми, а также приоритетный учет этих характеристик в любой разработке.

  • ƒизайн одежды

Ёто основы проектировани€ и изготовлени€ одежды и изделий декоративного характера.

  • ƒизайн интерьера

ƒизайн интерьера – это разработка дизайн-проектов помещений (предметно-пространственной среды). –азработка состоит из нескольких этапов:

– обсуждение цветовых и стилевых предпочтений.
– проект-предложение по планировке помещени€;
– проект-предложение по расстановке мебели и аксессуаров во всех помещени€х;
– пластическое решение потолков и декоративных перегородок;

  • ѕромышленный дизайн

ѕромышленный дизайн – это разработка и изготовление объектов

  • Ёрго-дизайн

Ёрго-дизайн ("эрго" от слова "эргономика") – это учет "человеческого фактора", эргономических норм при организации рабочих зон.

Ёргономика – наука, изучающа€ взаимодействие человека и техники дл€ создани€ наилучших орудий и условий труда людей, работающих с техникой.

  • Ёко-дизайн

Ёко-дизайн ("эко" от слова "экологи€") – это основы проектировани€ и изготовлени€ изделий из природных материалов, оформление цветочных композиций и ландшафтное проектирование.

  • ƒизайн рекламы

ƒизайн рекламы – это разработка и изготовление тематических стендов, рекламных и творческих работ.

  • јрт-дизайн

"јрт" означает "искусство"; "арт-дизайн" дословно переводитс€ "искусство дизайна". јрт-дизайн – это широкое пон€тие, включает разные творческие направлени€. Ќо отличительна€ особенность арт-дизайна в том, что работы, выполн€емые в его рамках, не имеют основной целью создать издели€ прикладного характера. Ёто творческие работы, которые несут прежде всего художественную, эстетическую ценность; выполн€ютс€ они с учетом эстетических канонов.

4. ѕон€тие "јлгоритм дизайна" и этапы работы дизайнера

јлгоритм дизайн-проекта:

  1. јнализ и осознание проблемы
  2. ¬ыбор оптимального решени€ проблемы
  3. ќбоснование решени€
  4. –азработка технологии
  5. –еализаци€ технологии

ќсновные этапы дизайн-проекта:

  1. ¬озникновение и осмысливание потребности
  2. ќпределение методов и способов еЄ удовлетворени€ с учетом различных факторов
  3. –азработка проекта объекта (издели€), реализующего методы и способы удовлетворени€ потребности
  4. »зготовление по проекту издели€ (объекта), который удовлетвор€ет человеческую потребность

Ќа производстве дизайн-проект включает в себ€ расширенный перечень этапов.

  1. ѕредпроектное исследование.


ќно заключаетс€ в сборе информации о подобных модел€х, их качествах и достоинствах, примен€емых материалах, положении на рынке и т. д. Ќа основе полученной информации формируетс€ перечень (пакет) качеств, которыми должна обладать нова€ машина. Ёто некий словесный портрет будущего издели€.

  1. Ёскизный проект. 


ѕользу€сь предварительной информацией, дизайнер занимаетс€ поиском образа. ƒелает множество эскизов, прорисовывает варианты в различных ракурсах. 
Ќа стадии эскизного проектировани€ изготовл€ют макеты (обычно пластилиновые) в масштабе 1:5 или 1:4 с различными вариантами формы. Ќа основе анализа эскизов и масштабных макетов выбираетс€ вариант дл€ технического дизайн-проекта.

  1. “ехнический дизайн-проект. 

¬ыполн€етс€ макет в масштабе 1:1 из пластилина, гипса, полимерных материалов на металлическом или дерев€нном каркасе. ѕри этом могут вноситьс€ некоторые изменени€ и в проектируемую форму. ¬едЄтс€ подготовка к изготовлению опытного образца.

  1. –абочий проект. 


Ќа этом этапе согласовывают все изменени€, уточн€ют материалы, из которых будет изготовлена модель, и делают демонстрационный макет. ћакет €вл€етс€ своего рода эталоном, по которому будет вестись рабочее проектирование конструкции, организаци€ производства и т.д.

¬ промышленном производстве рабочий проект предполагает также осуществление надзора за технической документацией, создание опытных образцов дл€ испытаний, внесение изменений в модель по результатам испытаний.

¬сЄ, о чЄм рассказано выше, относитс€ к проектированию любого издели€.  онечно, есть некоторые отличи€, св€занные со спецификой того или иного объекта, но принцип системного подхода и поэтапного проектировани€ остаЄтс€ в дизайнерском творчестве неизменным.

IV. «акрепление.

«акрепление на данном этапе можно организовать, использу€ различные формы контрол€: фронтальный опрос, обсуждение вопросов в группе, паре, индивидуальна€ письменна€ работа, тестовые задани€.

¬опросы дл€ повторени€.

  1.  акова основна€ иде€ дизайна?
  2.  акова роль компьютерного дизайна в работе? ѕеречислите преимущества, возможности при его использовании в процессе обучени€.
  3.  ак учитель-предметник может применить технологии компьютерной графики и дизайна в своей работе?
  4. ѕеречислите и охарактеризуйте разные направлени€ дизайна. ѕроведите их сравнительный анализ.
  5. „то означает "человеческий фактор" при дизайн-проектировании и организации рабочих зон?

V. ѕодведение итогов урока.


Ёлектричество в нашем доме

8 класс

“ип урока:
урок изучени€ нового материала.

÷ели:

·                      изучить устройство и принцип действи€ лампы накаливани€, предохранителей, электрических нагревательных приборов;

·                      вы€снить причины перегрузки в сети и короткого замыкани€;

·                      напомнить учащимс€ правила безопасного обращени€ с электричеством и правила оказани€ первой помощи;

·                      прививать учащимс€ интерес  к научным знани€м.

ќборудование: презентаци€ к уроку, плакаты, настольна€ лампа,  лампочки, предохранители.

’од урока

  1. ¬ступительное слово учител€.

Ёлектричество кругом,
ѕолон им завод и дом,
¬езде зар€ды: там и тут,
¬ любом атоме «живут».
ј если вдруг они бегут,
“о тут же токи создают.
Ќам токи очень помогают,
∆изнь кардинально облегчают!
”дивительно оно, Ќј благо нам обращено,
¬сех проводов «величество»
«оветс€: «Ёлектричество»!

»так, тема нашего урока «Ёлектричество в нашем доме» 

—егодн€ на уроке мы должны познакомитьс€ с устройством и принципом действи€ лампы накаливани€, предохранителей, электрических нагревательных приборов; вы€снить причины перегрузки в сети и короткого замыкани€; вспомнить правила безопасного обращени€ с электричеством  и правила оказани€ первой помощи пораженному током человеку.

2.    ќбъ€снение нового материала.

ќсновна€ часть современной лампы накаливани€ – спираль из тонкой вольфрамовой проволоки. ¬ольфрам – тугоплавкий металл, его температура плавлени€ 3387 ° —. ¬ лампе накаливани€ вольфрамова€ спираль нагреваетс€ до 3000 ° —, при такой температуре она достигает белого калени€ и светитс€ €рким светом. —пираль помещают в стекл€нную колбу, из которой выкачивают насосом воздух, чтобы спираль не перегорала. Ќо в вакууме вольфрам быстро испар€етс€, спираль становитс€ тоньше и тоже сравнительно быстро перегорает. „тобы предотвратить быстрое испарение вольфрама, современные лампы наполн€ют азотом, иногда – криптоном или аргоном. ћолекулы газа преп€тствуют выходу частиц вольфрама из нити, т. е. разрушению накаленной нити.

Ќа столах у учащихс€ различные лампочки дл€ близкого рассмотрени€. ј также плакат на доске.

Ќа плакате показано строение современной газонаполненной лампы накаливани€.  онцы спирали 1 приварены к двум проволокам, которые проход€т сквозь стекло баллона 2 и припа€ны к металлическим част€м цокол€ 3 лампы: одна проволока к винтовой нарезке, а друга€ – к изолированному от нарезки основанию цокол€ 4. ƒл€ включени€ лампы в сеть ее ввинчивают в патрон. ¬нутренн€€ часть патрона содержит пружин€щий контакт 5, касающийс€ основани€ цокол€ лампы, и винтовую нарезку, удерживающую лампу. ѕружин€щий контакт и винтова€ нарезка патрона имеют зажимы, к которым прикрепл€ют провода от сети.

ƒемонстраци€ включени€ лампы в сеть в светильнике.

ѕромышленность выпускает лампы накаливани€ на напр€жение 220 и 127 ¬ (дл€ осветительной сети), 50 ¬ (дл€ железнодорожных вагонов), 12 и 6 ¬ (дл€ автомобилей), 3,5 и 2,5 ¬ (дл€ карманных фонарей).

–ассказ учител€ о применении теплового действи€ тока.

“епловое действие тока используют в различных электронагревательных приборах и установках.

- ак вы думаете, где в домашних услови€х примен€етс€ тепловой действие тока?

 ¬ промышленности тепловое действие тока используют дл€ выплавки специальных сортов стали и многих других металлов, дл€ электросварки. ¬ сельском хоз€йстве с помощью электрического тока обогревают теплицы, кормозапарники, инкубаторы, сушат зерно, приготовл€ют силос.

ќсновна€ часть вс€кого нагревательного электрического прибора – нагревательный элемент. Ќагревательный элемент представл€ет собой проводник с большим удельным сопротивлением, способный, кроме того, выдерживать, не разруша€сь, нагревание до высокой температуры (до 1000-1200 °—). „аще всего дл€ изготовлени€ нагревательного элемента примен€ют сплав никел€, железа, хрома и марганца, известный под названием нихром » . ”дельное сопротивление нихрома р = 1,1 (Oм • мм)/ м, что примерно в 70 раз больше удельного сопротивлени€ меди. Ѕольшое удельное сопротивление нихрома дает возможность изготовл€ть из него весьма удобные – малые по размерам – нагревательные элементы.

¬ нагревательном элементе проводник в виде проволоки или ленты наматываетс€ нa пластинку из жароустойчивого материала: слюды, керамики. “ак, например, нагревательным элементом в электрическом утюге служит нихромова€ лента, от которой нагреваетс€ нижн€€ часть утюга.

–ассказ учител€ о коротком замыкании (слайд є6).

Ёлектрические цепи всегда рассчитаны на определенную силу тока. ≈сли пo той или иной причине сила тока в цепи становитс€ больше допустимой, то провода могут значительно нагретьс€, а покрывающа€ их изол€ци€ – воспламенитьс€.

ѕричиной значительного увеличени€ силы тока в сети может быть или одновременное включение мощных потребителей тока, например электрических плиток, или короткое замыкание.  оротким замыканием называют соединение концов участка цепи проводником, сопротивление которого очень мало пo сравнению с сопротивлением участка цепи.  ороткое замыкание может возникнуть, например, при ремонте проводки под током или при случайном соприкосновении оголенных проводов.

—опротивление цепи при коротком замыкании незначительно, поэтому в цепи возникает больша€ сила тока, провода при этом могут сильно накалитьс€ и стать причиной пожара. „тобы избежать этого, в сеть включают предохранители.

–ассказ учител€ о предохранител€х (слайд є7).  ƒемонстраци€ предохранител€.

Ќазначение предохранителей – сразу отключить линию, если сила тока вдруг окажетс€ больше допустимой нормы. –ассмотрим устройство предохранителей, примен€емых в квартирной проводке.

√лавна€ часть предохранител€ – проволока — из легкоплавкого металла (например, из свинца), проход€ща€ внутри фарфоровой пробки ѕ. ѕробка имеет винтовую нарезку – и центральный контакт  . Ќарезка соединена с центральным контактом свинцовой проволокой. ѕробку ввинчивают в патрон, наход€щийс€ внутри фарфоровой коробки.

—винцова€ проволока представл€ет, таким образом, часть общей цепи. “олщина свинцовых проволок рассчитана так, что они выдерживают определенную силу тока, например 5 ј, 10 ј и т. д. ≈сли сила тока превысит допустимое значение, то свинцова€ проволока расплавитс€ и цепь окажетс€ разомкнутой.

ѕредохранители с плав€щимс€ проводником называют плавкими предохранител€ми, в котором перегоревшую деталь можно замен€ть. ≈ще есть предохранители, действие которых основано ни на плавлении, а на тепловом расширении тел при нагревании (слайд є8). ѕредохранители располагают нa  специальном щитке, устанавливаемом у самого ввода проводов в квартиру, называемом счетчиком. ¬ каждый из проводов последовательно включают отдельный предохранитель. Ќекоторые люди вместо насто€щих предохранителей вставл€ют «жучки», т. е. различные проволочки. Ётого делать нельз€, т. к. обычна€ проволока при резком возрастании силы тока не перегорает и электрическа€ цепь не прерываетс€, следовательно  произойдет возгорание проводов всей проводки, а это ведет к пожару.

–ассказ учител€ и демонстраци€ слайдов є9–12 об электрических приборах, используемых человеком.

≈сли с предохранител€ми в квартире все в пор€дке, то люди могут спокойно пользоватьс€ различными электрическими приборами.

—ообщение учащихс€ о бытовых приборах.

Ёлектронагревательные приборы показаны на слайде є9.

Ёлектрические приборы дл€ досуга показаны на слайде є10.

Ёлектрические приборы на кухне показаны на слайде є11.

Ёлектрические приборы дл€ облегчени€ труда показаны на слайде є12.

–ассказ учител€ о действии тока на тело человека.

“ело человека и животных очень хорошо проводит электрический ток, поскольку содержит ионные растворы. ’арактер и глубина воздействи€ электрического тока на организм человека зависит от силы и рода тока и времени его действи€, пути прохождени€ через тело человека, физического и психологического состо€ни€ последнего. Ќаибольшую опасность представл€ет прохождение тока через мозг и те нервные центры, которые контролируют дыхание и сердце человека. —мерть человека может наступить при силе тока 0,1ј (100 мј). ќсобенно опасны участки, расположенные на висках, спине, тыльных сторонах рук, голен€х, затылке и шее. »х сопротивление существенно меньше, чем у остальных частей тела. —амыми у€звимыми у человека €вл€ютс€, так называемые, акупунктурные точки на шее и мочках ушей: при ударе током в эти точки смертельным может оказатьс€ даже напр€жение 10–15 ¬.

—опротивление человеческого тела не имеет посто€нного значени€. ќно зависит от состо€ни€ человека, его кожи, наличи€ на ее поверхности пота, содержани€ алкогол€ в крови. —уха€, огрубевша€ кожа имеет высокое сопротивление, а тонка€, нежна€ и влажна€ – низкое. —нижаетс€ сопротивление и при различных повреждени€х кожи (порезы, царапины, ссадины). ѕри сухой и неповрежденной коже сопротивление тела человека от пальцев одной руки до пальцев другой составл€ет 100000 ќм и выше. ≈сли же руки потные, то сопротивление между ними оказываетс€ равным 1500 ќм и ниже.  аждому из этих случаев соответствует свое смертельное напр€жение.

–ассказ учител€ о правилах безопасного обращени€ с электричеством.  

ќпасность поражени€ током требует об€зательного соблюдени€ правил безопасного труда при работе с электрическими цеп€ми. ѕрикоснувшись к проводнику, наход€щемус€ под напр€жением, человек включает себ€ в электрическую цепь.

ѕеременный ток более опасен, чем посто€нный. Ќапр€жение, действующее при соприкосновении с одним полюсом или фазой источника тока, называетс€ напр€жением прикосновени€. ¬ случае, когда человек оказываетс€ вблизи упавшего на землю провода, наход€щегос€ под напр€жением, возникает опасность поражени€ шаговым напр€жением. Ќапр€жение шага – это напр€жение между двум€ точками цепи тока, наход€щимис€ одна от другой на рассто€нии шага, на которых одновременно стоит человек. “акую цепь создает растекающийс€ по земле от провода ток. ќказавшись в зоне растекани€ тока, человек должен соединить ноги вместе и, не спеша выходить из опасной зоны так, чтобы при передвижении ступн€ одной ноги не выходила полностью за ступню другой. ѕри случайном падении можно коснутьс€ земли руками, чем увеличить разность потенциалов и опасность поражени€. ƒействие электрического тока на организм характеризуетс€ основными поражающими факторами: электрический удар, привод€щий к судорогам, остановке дыхани€ и сердца; электрические ожоги; механическое воздействие; биологическое действие тока выражаетс€ в раздражении и перевозбуждении нервной системы.

–ассказ учител€ о правилах оказани€ первой медицинской помощи человеку, пораженному током. 

ѕри поражении человека электрическим током нужно освободить пострадавшего от проводника с током. ¬ первую очередь следует обесточить проводник. ≈сли отключить его невозможно, надо срочно отделить от него пострадавшего, использу€ сухие палки, веревки и другие средства. ћожно вз€ть пострадавшего за одежду, если она суха€ и отстает от тела, не прикаса€сь при этом к металлическим предметам и част€м тела, не покрытым одеждой. ѕри оказании помощи надо изолировать себ€ от «земли», встав на непровод€щую ток подставку (суха€ доска, суха€ резинова€ обувь и т. п.), и обернуть руки сухой тканью. ѕострадавшему обеспечить покой и наблюдение за пульсом и дыханием.

„тобы избежать поражени€ электрическим током, необходимо все работы с электрическим оборудованием и приборами проводить после отключени€ их от электрической сети. Ёлектроприборы и электромашины в доме, ванной и на кухне – потенциальные источники опасности. —то€ под душем или держась одной рукой за водопроводный кран, опасно мокрым пальцем даже дотрагиватьс€ до неисправного выключател€.

–ассказ учител€ о положительном действии тока.

ќднако действие электрического тока на человеческий организм может быть не только отрицательным, но и положительным. ¬о врем€ медицинского обследовани€ в современной поликлинике и при жалобах пациентов на сердечные или головные боли врачи об€зательно снимают электрокардиограмму или  энцефалограмму – сигналы небольших биологических токов, протекающих в сердце или головном мозге. —равнива€ форму сигналов определенного участка организма в здоровом и больном состо€нии, легко установить причину заболевани€. ѕосредством электрических раздражений мозга (электрошоком) лечат некоторые психические заболевани€.  ратковременные высоковольтные электрические разр€ды через сердце помогают иногда предотвратить смерть пациента при т€желом нарушении сердечной де€тельности. ѕри радикулите, невралгии и некоторых других заболевани€х примен€ют гальванизацию (электрофорез): приложив к пациенту электроды, пропускают через него слабый посто€нный ток. Ёто оказывает болеутол€ющий эффект, улучшает кровообращение.

3. ѕроверка усвоени€  материала.

”стна€ проверка знаний «¬ерю – не верю» (слайд є13).

—ейчас мы проверим ваши знани€ о действии тока на тело человека. ≈сли вы согласны с утверждением,  то поднимаете правую руку, если не согласны – левую.

1.                   —мерть человека может наступить при силе тока 0,1 ј.

2.                   “€жесть поражени€ током одинакова при любых состо€ни€х тела человека.

3.                   ѕри освобождении пострадавшего током можно дотрагиватьс€ до него голыми руками.

4.                   ¬се электрические приборы €вл€ютс€ потенциальными источниками опасности.

5.                   ‘изиологическое действие тока приносит только непоправимый вред.

јнализ результатов.

4. ѕодведение итогов

ѕодведем итоги нашего урока.

·                      Ќазовите основную часть лампы накаливани€.

·                      «ачем баллоны современных ламп наполн€ют инертными газами?

·                       ак устроен патрон дл€ включени€ лампы накаливани€ в сеть?

·                      ѕриведите примеры использовани€ тепловых действий тока.

·                      „то может служить причиной значительного увеличени€ силы тока в сети?

·                      ¬ чем причина короткого замыкани€?

·                      ƒл€ чего нужны предохранители?

ѕрочитаем слова русского поэта XIX века якова ѕетровича ѕолонского (слайд є14).

«÷арство науки не знает предела –
¬сюду следы ее вечных побед,
–азума слово и дело
—ила и свет.»

Ёти слова по праву можно отнести к замечательной науке – электродинамике, подарившей нам столько открытий, осветившей нашу жизнь в пр€мом и переносном смысле. ј сколько еще не опознанного вокруг!  акое поле де€тельности дл€ пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры. “ак что запускайте свой вечный думатель и вперед!!!

5. ƒомашнее задание.

ѕрочитать в учебнике § 54-55 (слайд є15).

6. –ефлекси€. ќтметка на листе настроени€.

Ћист настроени€ дл€ каждого ученика. (изображены лица с различным выражением: улыбающеес€, грустное, без эмоций).