Учебный проект как средство оценивания
“Учебный проект как средство оценивания”
Тен И.С., учитель технологии
МАОУ «СОШ с. Дачное»
Корсаковского городского округа Сахалинской области
Система оценки результатов учебно-проектной деятельности школьников является частью системы оценки и управления качеством образования в образовательной организации. В ней защита итогового индивидуального проекта является основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов.
Итоговый проект является учебным, выполняемым обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и (или) видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Примерная основная образовательная программа основной школы предполагает, что результатом (продуктом) проектной деятельности может быть:
- а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
- б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
- в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
- г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательной организации. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники.
Защита итогового проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции. Результаты выполнения итогового проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
А вот защита текущих проектов может быть организована в соответствии с регламентом, предусмотренным в локальном акте школы — «Положении об организации и оценивании учебных и социальных проектов школьников».
Итак, проектная деятельность школьников, как и любая другая учебно-познавательная работа, должна получить оценку.
В каждой образовательной организации может быть разработана собственная методика оценивания результатов текущего учебного проектирования школьников, которую необходимо закрепить в локальном акте школы.
В Примерной основной образовательной программе основной школы в редакции 2015 года не предусмотрено описание содержания оценочных процедур по результатам учебно-проектной деятельности. Однако такое описание есть в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения в редакции 2011 года, и оно не утратило своей актуальности. В частности, в разделе 1.3.3 приводился ряд критериев оценки индивидуального проекта школьника:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем проявляется в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Этот критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий характеризуется умением раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий проявляется в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий предполагает наличие умения ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Для описания результатов выполненного проекта, считают составители примерной основной образовательной программы, может быть применен один из двух подходов: а) интегральный, или уровневый, и б) аналитический.
Применение интегрального подхода предполагает, что уровень сформированности навыков проектной деятельности определяется путем оценивания всей совокупности основных элементов проекта по каждому из приведенных выше критериев, т. е. отдельно оценивается сам полученный в результате осуществления проекта продукт, пояснительная записка к нему, отзыв и презентация или защита. Во всяком случае, такие рекомендации содержатся в примерной основной образовательной программе для 5—9-х классов.
В этом случае предлагалось выделять два уровня формирования навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Основное отличие уровней — в степени самостоятельности школьника-проектировщика. Так что процедура сводится к выявлению и фиксации того, какие операции в ходе выполнения учебного проекта ученик выполняет самостоятельно, а какие — с помощью учителя, руководителя проекта. Примерное описание каждого из приведенных выше критериев дается в табл. 6.2.
Таблица 6.2
Критерии оценки индивидуального проекта школьника
Крите- рий | Уровень сформированности навыков проектной деятельности | |
Базовый | Повышенный | |
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути ее решения; приобретать новые знания и (или) осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; свободно владеть логическими операциями, навыками критического мышления, умением самостоятельно мыслить; на этой основе приобретать новые знания и (или) осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
Знание предмета | Демонстрируется понимание содержания выполненной работы. В работе и ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки | Демонстрируется свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют |
Регулятивные действия | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доводится до конца и представляется комиссии; некоторые этапы выполняются под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося | Работа тщательно планируется и последовательно реализуется, своевременно проходятся все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществляются самостоятельно |
Коммуникация | Демонстрируются навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации | Тема ясно определена и пояснена. Текст/пояснение строго структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сооб- щение вызывает интерес |
Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трех предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, регулятивных действий и коммуникативных действий); сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; 2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не дает оснований для иного решения.
Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что: 1)такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; 2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершенный продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; 3) даны ответы на вопросы.
Отметку за выполнение учебного проекта составители примерной основной образовательной программы для 5—9-х классов предлагают выставлять в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В аттестате об основном общем образовании отметка выставляется в свободную строку.
В случае необходимости отбора выпускников 9-х классов в профильные 10-е классы «может использоваться аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом, как показывает теория и практика педагогических измерений, максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырех критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—8 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»)».
Результаты учебного проектирования могут быть оценены с различных позиций: 1) какую роль оно играет в образовательном процессе школы и как соотносится с другими видами образовательной деятельности учащихся; 2) как влияет на эффективность обучения; 3) как развивает личность школьника. Так что логично предположить, что, разрабатывая программу и процедуру оценивания, руководителям школ и учителям в первую очередь необходимо учитывать обучающий и развивающий потенциал проектных работ. Поэтому в процедуру оценивания следует обязательно включить измерение определенных показателей личностного развития, уровня достижения метапредметных результатов, что выражается в формировании определенных универсальных учебных действий, а также учитывать данные о формировании у школьников-проектировщиков тех или иных предметных компетентностей.
Методика комплексной оценки результатов проектирования должна включать следующие конкретные критерии оценивания учебно-проектной работы учащихся:
- — актуальность темы проекта, ее практическая значимость;
- — соответствие содержания проекта выбранной теме, поставленной цели и задачам;
- — наличие концепции проекта и авторской позиции проектировщика;
- — самостоятельность в выборе материала и проведении исследовательских процедур;
- — корректность применяемых исследовательских методик;
- — соответствие выводов полученным результатам;
- — культура презентации проекта [405].
Можно воспользоваться и другими критериями проектных работ, такими как:
- — социальная значимость (актуальность) проблемы, решаемой в ходе проектной работы;
- — адекватность созданного продукта — исследовательского проекта решению поставленной проблемы;
- — глубина и оригинальность решения проблемы (учитывается изученная литература, корректность методов исследования, разработка конечного продукта);
- — соответствие продукта поставленным целям проектной работы;
- — оформление, исполнение продукта, апробация продукта;
- — презентация продукта (учитываются умения сделать доклад, продемонстрировать продукт, аргументированно отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения в ходе дискуссии);
— работа в группе (упитывается личный вклад в проект каждого участника, умение продуктивно взаимодействовать с другими участниками проекта) [1].
Эти критерии окажут содействие при оценке проектной работы школьников как самим учителям — руководителям проектов, так и привлеченным экспертам. К их числу могут относиться другие учителя школы, преподаватели вузов или студенты-практиканты.
Сами школьники также могут принять участие в оценивании проектов своих товарищей, но перед этим они должны получить четкие инструкции. Можно предложить следующие параметры внешней оценки проекта:
- — значимость и актуальность выдвинутых проблем;
- — корректность используемых методов исследования, обработки получаемых результатов;
- — активность каждого участника в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений (для групповых проектов);
- — необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
- — доказательность принимаемых решений, умение аргументировать заключения, выводы;
- — корректность оформления результатов выполненного проекта;
- — умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов;
- — характер реакции на замечания и предложения участников обсуждения.
Для оценивания проектов своих товарищей школьники могут воспользоваться соответствующими таблицами (оценочными листами) или схемами. Можно, например, предложить учащимся заполнить графы представленного в табл. 6.3 оценочного листа, расширив или сократив число оцениваемых показателей проекта.
Таблица 6.3
Оценочный лист. Анализ и оценка качества результатов учебного проектирования
№ | Оцениваемые аспекты качества подготовки и презентации индивидуального проекта | Баллы
|
1. | Оптимальность выбора темы | |
2. | Актуальность выбранной темы | |
3. | Использование научной, специальной и справочной литературы | |
4. | Качество отобранного фактического материала |
№ | Оцениваемые аспекты качества подготовки и презентации индивидуального проекта | Баллы
|
5. | Уровень анализа фактического материала | |
6. | Уровень интерпретации полученных данных | |
7. | Глубина проведенного исследования | |
8. | Научность предложенной концепции | |
9. | Оригинальность концепции | |
10. | Логика построения доклада-презентации | |
11. | Соответствие содержания доклада заявленной теме | |
12. | Выразительность и лаконичность речи | |
13. | Степень взаимодействия с аудиторией | |
14. | Развитость чувства времени в ходе презентации, доклада | |
15. | Активность при подготовке группового и коллективного проекта | |
16. | Активность при обсуждении докладов других участников проекта | |
17. | Готовность к разработке и осуществлению коллективного проекта с разными категориями | |
ВСЕГО |
Можно критериально оценивать выполнение учебного проекта, основываясь на том, что ведущими компонентами, включенными в качестве критериев, являются:
- — содержательный компонент;
- — деятельностный компонент;
- — результативный компонент.
В каждом из указанных критериев выделяют отдельные элементы- составляющие, для которых предложены баллы для оценивания каждого из них. Приведем полную систему оценивания учебного проекта (табл. 6.4) Критерии оценивания выполнения учебного проекта
Компонент проектной деятельности | Элемент компонента критерия проектной деятельности | Балл |
Содержательный компонент | Значимость выдвинутой проблемы и ее адекватность изучаемой тематике; | 0—2 |
правильность выбора используемых методов исследования; | 0—2 | |
глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей; | 0—2 | |
доказательность принимаемых решений; | 0—2 | |
наличие аргументированных выводов и заключений | 0—2 | |
Деятельностный компонент | Степень индивидуального участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта; | 0—2 |
характер взаимодействия участников проекта | 0—2 | |
Результативный компонент | Форма предъявления проекта и качество его оформления; | 0—2 |
презентация проекта; | 0—2 | |
содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов; | 0—2 | |
грамотное изложение самого хода исследования и интерпретация его результатов; | 0—2 | |
новизна представляемого продукта проекта | 0—2 | |
Максимальный балл | 24 |
Примечание. О баллов — отсутствие данного компонента; 1 балл — наличие данного компонента; 2 балла — высокий уровень представления данного компонента.
Для перевода баллов в традиционную пятибалльную систему оценивания может быть использована следующая шкала:
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0—6 | 7—12 | 13—18 | 19—24 |
Следует также заметить, что одним из важных факторов, который следует учитывать при организации, а в дальнейшем и при оценивании результатов проектной деятельности, является уровень сформированное™ исследовательских и общеучебных умений учащихся. Предложенные интервалы баллов могут быть соотнесены с нижеприведенными характеристиками уровней сформированности исследовательских умений (табл. 6.5).
Уровни развития проектно-исследовательских умений
Уровень сформированное™ умений | Характеристика уровня |
Исходный уровень 0—6 баллов | Низкий интерес к ведению проектной работы, отсутствие знаний об этапах и содержании проектной деятельности, об использовании умений исследовательской деятельности; опора на помощь наставника, не высказывает собственных идей, предложений по планированию этапов работы |
Начальный уровень 7—12 баллов | Умение выявлять проблему и формулировать тему с помощью педагога, предлагать варианты решения проблем и планировать действия с помощью учителя; выполняет отдельные этапы исследования по указанию, действия по аналогии или с участием учителя на всех этапах, вызывающих затруднение; владение основами знаний организации исследовательской работы |
Продуктивный уровень 13—18 баллов | Устойчивый интерес к проведению самостоятельного исследования; умение самостоятельно сформулировать тему, цели и задач исследования, составить план исследования, и осуществить основные этапы с помощью учителя, владение основными видами универсальных учебных действий (УУД) |
Креативный уровень 19—24 балла | Устойчивая мотивация к проведению исследований, готовность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы проекта, умение формулировать ее, ставить цели, задачи, планировать порядок действий, находить разнообразные пути решения поставленных задач, умение оригинально оформить и представить результат деятельности |
Таким образом, в отличие от стандартизированных процедур оценки достижения планируемых результатов образовательной деятельности (ОГЭ и ЕГЭ), именно учебный проект может быть использован в качестве средства комплексной оценки образовательных достижений учащихся по предметам естественнонаучного цикла. Данный вывод обусловлен разнообразием информационно-коммуникационной и учебно-познавательной деятельности учащихся, которую они осваивают в процессе выполнения учебного проекта.
Причем, что особенно важно в условиях системно-деятельностного подхода, приобретение новых знаний и умений в проектной деятельности происходит в единстве со способами их освоения, а также с возможностью применения полученных знаний в реальных условиях.