Совершенствование форм и методов преподавания предмета_Технология_в условиях внедрения ФГОС: Проектный метод обучения в технологии современного урока
Представление обобщенного педагогического опыта на всероссийском уровне (2016 год) http://pedakademy.ru/?page_id=2778
Актуальность темы самообразования: приоритетным направлением МБОУ «СОШ с.Дачное» считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Самообразование я рассматриваю как необходимое условие профессионального мастерства, объединяя собственную методическую тему с методической темой школы, обеспечивая единое образовательное пространство.
Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя технологии.
Задачи: - изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
- изучить опыт других педагогов;
- овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
- вести мониторинг саморазвития школьников.
Предполагаемый результат:
1. Повышение качества преподаваемого предмета.
2. Разработанные календарно — тематического планирования с применением проектного метода на уроках технологии.
3. Разработка дидактических материалов.
4. Выступление на методическом объединении.
5. Создание комплектов педагогических разработок уроков.
6. Организация выставок творческих проектов учащихся.
7. Участие в дистанционных олимпиадах федерального уровня.
План мероприятий
Содержание работы | План мероприятий 2013 -2016 учебный год |
Диагностический этап | |
1.Определение целей и задач темы. | 1.Изучение учебно-методической литературы в интернет - сети, в профессиональных газетах и журналах.
|
Практический этап | |
1.Внедрение опыта работы. | 1. Курсы повышения квалификации по программе «Обновление содержания и методики преподавания технологии в основной и старшей школе» 108 часов. 2. Разработка и реализация программы по предмету «Технология» в 5-11 классах. 3. Разработка и реализация творческих проектов учащихся (совместная деятельность). 4. Показательная защита творческих проектов учащихся в присутствии комиссии (завучей, классных руководителей). 5. Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков. 7. Внедрение тестового материала для подготовки к участию во Всероссийской дистанционной олимпиаде по технологии. 9. Участие творческих проектов детей в выставках, олимпиадах. |
Обобщающий этап | |
1.Подведение итогов. | 1.Выступление на школьном методическом объединении учителей технологии по теме «Совершенствование форм и методов преподавания предмета «Технология» в условиях внедрения ФГОС: Проектный метод обучения в технологии современного урока». 2. Проведение обучающего мастер - класса по теме «Проектный метод обучения в технологии современного урока». 4. Составление и реализация календарно - тематического планирования с применением проектного метода на уроках. |
Презентация педагогического опыта
Моя тема самообразования: «Совершенствование форм и методов преподавания предмета «Технология» в условиях внедрения ФГОС: Проектный метод обучения в технологии современного урока».
Объектом исследования является процесс формирования и активизации творческого мышления учащихся.
Предмет исследования – метод творческих проектов на уроках технологии.
Педагогическую деятельность осуществляю в 5-11 классах в соответствии с учебным планом образовательного учреждения через уроки технологии. Технологическое образование своих учеников могу определить как деятельностно-творческое. Учащиеся с высокой мотивацией к учебной деятельности, целеустремлённые, обладающие творческой инициативой совершенно естественно переходят на интерактивное обучение, сами выстраивают свою образовательную траекторию, а я только помогаю им в этом.
Применение проектной методики в образовательной области «Технология» предполагает разработку учащимися не менее 1 проекта в год, за исключением тех учеников, которые имеют низкую мотивацию к учению. Для них возможен вариант выполнения творческих работ или работ, выполненных по образу учителя без разработки пояснительной записки.
Наиболее сложные и качественные проекты разрабатывают учащиеся 9,10,11 классов, т.к. школьники овладевают необходимыми знаниями, умениями и навыками, организацией практической деятельности по всей проектно - технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге.
Любой ученик может обратиться за консультацией. Консультирую по проектной методике или по выполнению какой-либо творческой работы.
Все вышеизложенные факты свидетельствуют, что моя педагогическая деятельность обеспечивает свободную творческую, эвристическую деятельность моих воспитанников и способствует раскрытию моего собственного творческого потенциала.
Учитывая интересы развития личности каждого ребёнка, считаю, необходимым условием обучения использование педагогических технологий личностно ориентированной направленности, таких как:
- обучение в сотрудничестве;
- метод проектов;
- портфель ученика;
- метод кейсов;
- разноуровневое обучение;
- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;
- новые информационные технологии.
Метод творческих проектов - комплексная методическая система, синтезирующая различные методы обучения, активизирующие творческое мышление, помогающие выработать умения решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, созданию некоего идеального образа и его воплощения в реальном продукте. Это система взаимодействия, педагогического сотрудничества учителя и ученика и учащихся между собой.
Данную методику использую в педагогической практике с 2004 года (12 лет).
Технология опыта
Методической основой организации деятельности обучаемых на уроке является методика творческого проектирования. Она соединяет в себе как инженерно-конструкторский (то есть преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный).
Проектирование изделий с учётом их функционирования включает в качестве обязательного элемента целеполагание, что в свою очередь обеспечивает развитие приёмов мышления. Целеполагание предопределяет именно сознательный поиск, решение проблемы, творческий подход к ней.
При подборе объектов проектной деятельности учитываю основные требования:
- подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
- интерес школьников к проблеме;
- практическая направленность и значимость проекта;
- творческая постановка задачи;
- практическая осуществимость проекта.
Главная идея методики проектного обучения состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им свободно. Лозунг этой деятельности: «все из жизни, все для жизни. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида и как члена проектной группы.
Принцип обучения на моих уроках таков: «Я знаю, как добиться успеха и как создать ситуацию успеха для своих учеников. Я научу вас».
При работе над проектом руководствуюсь Алгоритмом проектной деятельности
1 этап
Организационно-подготовительный
Поиск информации по теме проекта, постановка цели, определение потребности и формулировка задачи
2 этап
Практический
Конструкторский, технологический, продуктивный
3 этап
Заключительный
Анализ полученных результатов, выводы, оформление проекта, защита
Практикум
Паспорт проекта
- Название проекта.
- Полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом
- Руководитель проекта.
- Консультанты проекта.
- Учебный предмет.
- Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
- Возраст учащихся.
- Разработчик проекта. Состав проектной группы.
- Тип проекта.
- Заказчик проекта.
- Цель проекта.
- Задачи проекта.
- Вопросы проекта.
- Необходимое оборудование.
- Аннотация (актуальность, значимость, воспитательный аспект,краткое содержание)
- Предполагаемый продукт.
- Этапы работы над проектом.
- Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
С учащимися прорабатываем основные компоненты проекта
1. Организационно-подготовительный этап.
- Запуск проекта. Определение потребностей и краткая формулировка задач. Определение темы и цели проекта.
- Набор идей, дизайн-анализ, требования к продукту проектирования, его описание, выбор материалов, оборудования, инструментов, способов исполнения.
2. Практический этап.
- Создание конструкции, моделирование.
- Выполнение упражнений, организация рабочего места, соблюдение условий техники безопасности и культуры труда.
- Технология изготовления продукта проектирования.
- Корректировка действий, самоконтроль, самооценка.
3. Заключительный этап
- Испытание проекта, мини-маркетинговые исследования, анализ проделанной работы и результатов труда, оформление пояснительной записки, защита проекта.
Учу своих воспитанников оценивать свою проектную деятельность по плану:
1.Выполнение проекта:
-аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы;
-объем и полнота разработок, самостоятельность, материальное воплощение;
-аргументированность предлагаемых решений, подходов;
-качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, качество схем, рисунков.
2. Публичная защита:
-качество доклада: композиция, полнота, убедительность;
-объем и глубина знаний;
-культура речи, манера поведения, использование наглядных средств;
-ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность;
-деловые и волевые качества докладчика.
Заключение
Приступая к внедрению метода проектов в образовательную практику, мне пришлось учесть проблемные моменты, которые могли неизбежно возникнуть на пути. Наиболее удачной считаю методику работы по алгоритму. Алгоритм - это четкая последовательность действий, направленная на достижение поставленной цели.
Проекты моих учащихся ориентированы на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникальны. Они формируют универсальные учебные действия, и поэтому эффективны. Так же они формируют опыт деятельности, и поэтому незаменимы. Образовательные компетенции ученика играют многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.
Динамика учебных достижений обучающихся технологии с 2013 по 2016 год показала стабильно высокие результаты качества знаний и уровня обученности.
Ежегодно мои ученики принимают участие во Всероссийских и международных олимпиадах школьников по технологии, становятся победителями и призерами/
Результаты освоения учащимися образовательных программ и достижения моих учеников размещены на моем профессиональном сайте http://www.ten-technology.ru/