–егистраци€
Ќасто€щий учитель Ч не тот, кто теб€ посто€нно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой.
ћихаил јркадьевич —ветлов
—ертификат владельца сайта
—ертификат владельца сайта http://www.ten-technology.ru/
—ейчас на сайте: 3

¬ерси€ дл€ слабовид€щих

“ема урока: Ђƒизайн при проектированииї


÷ель: сформировать первичные знани€ в области дизайн – проектировани€ изделий по алгоритму дизайна.

«адачи:

  1. јктуализировать знани€ по теме “ќсновы дизайна”.
  2. ƒать представление об основных направлени€х дизайна и об алгоритме выполнени€ дизайн-проекта.

I. ќрганизационный этап. 
II. јктуализаци€ знаний.
III. —ообщение нового материала.
IV. Ётап закреплени€ полученных знаний.
V. ѕодведение итогов урока.

’од урока

I. ќрганизационный этап.

—ообщение темы, цели и задач.

II. јктуализаци€ знаний.

ƒизайн-проект должен учитывать интересы, требовани€ разных групп потребителей, должен отвечать многим требовани€м:

- быть экологичным,

- экономически выгодным,

- технологичным,

- эстетически выразительным и пр.).

ѕостановка проблемы:  ак подойти к разработке подобного дизайн-проекта?  ак при разработке дизайн-проекта продумать и воплотить такой системный подход? —уществуют ли какие-то рекомендации, правила в плане последовательности разработки проекта на системной основе?

III. ќбъ€снение нового материала.

1. ќбщие представлени€ о дизайне.

ƒ»«ј…Ќ (от анг.design-замысел, проект) – это особый вид де€тельности (вид проектировани€), в которой предмету, кроме основного предназначени€, придаютс€ качества красоты и повышенной функциональности, эргономичности.

“аким образом, основна€ иде€ дизайна – сочетание двух сторон – красоты и функциональности. ƒизайн-разработка – это всегда творческа€ де€тельность (в силу своего проблемного характера и посто€нной новизны задачи).

2. »з истории дизайна.

¬ –оссии были попытки заменить пон€тие "дизайн" на "художественное конструирование". ќднако этот термин не прижилс€, так как не соответствует сути данной де€тельности.

ѕредшественниками современных специалистов по дизайну можно назвать ремесленников. ќни изготовл€ли предметы повседневного спроса, оруди€ труда, оружие.  аждый стремилс€ сделать свой товар привлекательным дл€ покупател€, был и конструктором, и технологом, и художником в одном лице.

— возникновением массового производства в конце XIX — начале XX в. промышленна€ продукци€ утратила многие положительные качества ремесленных изделий. ќна стала безликой, некрасивой, не всегда функциональной.  рупные фирмы, чтобы улучшить товар, начали привлекать к проектированию не только грамотных инженеров, но и людей творческих, художественно одарЄнных. ќдной из первых на этот путь в начале XX в. встала немецка€ электротехническа€ компани€ AEG. ≈Є продукци€ выгодно отличалась от изделий конкурентов благодар€ таланту дизайнера ѕитера Ѕеренса.

—формировалс€ же дизайн как новый вид человеческой де€тельности в 30-х гг. XX в., в эпоху глубокого экономического кризиса в ≈вропе и јмерике. ќдним из его основателей считают –аймонда Ћоуи, морского офицера в отставке. ќказавшись в —Ўј, он был поражЄн обилием товаров и одновременно их внешней убогостью. ’удожник и эстет в душе, Ћоуи стал предлагать свои услуги предпринимател€м, хоз€евам магазинов, изготовител€м рекламы. Ќачав с оформлени€ витрин и упаковки сигарет, он очень скоро приобрЄл не только богатство, но и широкую известность. –азработанна€ Ћоуи упаковка сигарет “Ћаки —трайк” более полувека выпускаетс€ без изменений. Ћоуи пон€л, что покупателю нужен не просто дешЄвый и добротный товар, а изделие, удобное в использовании, обладающее эстетической привлекательностьюќн впервые попыталс€ св€зать воедино пользу, удобство и красоту.

3. Ќаправлени€ дизайна.

Ќаправлени€ дизайна:

  • √рафический дизайн

–азработать такой стиль оформлени€, компоновку и организацию содержани€ учебного материала, которые бы делали материал максимально нагл€дным, выдел€ли важные моменты изучаемого, облегчали его понимание и привлекали внимание своей эстетикой.

  •  оммуникативный дизайн

Ёто разработка электронных учебных материалов в форме web-страниц »нтернет.

  • ѕсихо-дизайн

Ёто учет "человеческого фактора" при проектировании нагл€дных пособий и др. дидактических материалов. „еловеческий фактор – это осознание адресованности любого проекта именно человеку с его уникальными индивидуальными характеристиками, психологическими особенност€ми, а также приоритетный учет этих характеристик в любой разработке.

  • ƒизайн одежды

Ёто основы проектировани€ и изготовлени€ одежды и изделий декоративного характера.

  • ƒизайн интерьера

ƒизайн интерьера – это разработка дизайн-проектов помещений (предметно-пространственной среды). –азработка состоит из нескольких этапов:

– обсуждение цветовых и стилевых предпочтений.
– проект-предложение по планировке помещени€;
– проект-предложение по расстановке мебели и аксессуаров во всех помещени€х;
– пластическое решение потолков и декоративных перегородок;

  • ѕромышленный дизайн

ѕромышленный дизайн – это разработка и изготовление объектов

  • Ёрго-дизайн

Ёрго-дизайн ("эрго" от слова "эргономика") – это учет "человеческого фактора", эргономических норм при организации рабочих зон.

Ёргономика – наука, изучающа€ взаимодействие человека и техники дл€ создани€ наилучших орудий и условий труда людей, работающих с техникой.

  • Ёко-дизайн

Ёко-дизайн ("эко" от слова "экологи€") – это основы проектировани€ и изготовлени€ изделий из природных материалов, оформление цветочных композиций и ландшафтное проектирование.

  • ƒизайн рекламы

ƒизайн рекламы – это разработка и изготовление тематических стендов, рекламных и творческих работ.

  • јрт-дизайн

"јрт" означает "искусство"; "арт-дизайн" дословно переводитс€ "искусство дизайна". јрт-дизайн – это широкое пон€тие, включает разные творческие направлени€. Ќо отличительна€ особенность арт-дизайна в том, что работы, выполн€емые в его рамках, не имеют основной целью создать издели€ прикладного характера. Ёто творческие работы, которые несут прежде всего художественную, эстетическую ценность; выполн€ютс€ они с учетом эстетических канонов.

4. ѕон€тие "јлгоритм дизайна" и этапы работы дизайнера

јлгоритм дизайн-проекта:

  1. јнализ и осознание проблемы
  2. ¬ыбор оптимального решени€ проблемы
  3. ќбоснование решени€
  4. –азработка технологии
  5. –еализаци€ технологии

ќсновные этапы дизайн-проекта:

  1. ¬озникновение и осмысливание потребности
  2. ќпределение методов и способов еЄ удовлетворени€ с учетом различных факторов
  3. –азработка проекта объекта (издели€), реализующего методы и способы удовлетворени€ потребности
  4. »зготовление по проекту издели€ (объекта), который удовлетвор€ет человеческую потребность

Ќа производстве дизайн-проект включает в себ€ расширенный перечень этапов.

  1. ѕредпроектное исследование.


ќно заключаетс€ в сборе информации о подобных модел€х, их качествах и достоинствах, примен€емых материалах, положении на рынке и т. д. Ќа основе полученной информации формируетс€ перечень (пакет) качеств, которыми должна обладать нова€ машина. Ёто некий словесный портрет будущего издели€.

  1. Ёскизный проект. 


ѕользу€сь предварительной информацией, дизайнер занимаетс€ поиском образа. ƒелает множество эскизов, прорисовывает варианты в различных ракурсах. 
Ќа стадии эскизного проектировани€ изготовл€ют макеты (обычно пластилиновые) в масштабе 1:5 или 1:4 с различными вариантами формы. Ќа основе анализа эскизов и масштабных макетов выбираетс€ вариант дл€ технического дизайн-проекта.

  1. “ехнический дизайн-проект. 

¬ыполн€етс€ макет в масштабе 1:1 из пластилина, гипса, полимерных материалов на металлическом или дерев€нном каркасе. ѕри этом могут вноситьс€ некоторые изменени€ и в проектируемую форму. ¬едЄтс€ подготовка к изготовлению опытного образца.

  1. –абочий проект. 


Ќа этом этапе согласовывают все изменени€, уточн€ют материалы, из которых будет изготовлена модель, и делают демонстрационный макет. ћакет €вл€етс€ своего рода эталоном, по которому будет вестись рабочее проектирование конструкции, организаци€ производства и т.д.

¬ промышленном производстве рабочий проект предполагает также осуществление надзора за технической документацией, создание опытных образцов дл€ испытаний, внесение изменений в модель по результатам испытаний.

¬сЄ, о чЄм рассказано выше, относитс€ к проектированию любого издели€.  онечно, есть некоторые отличи€, св€занные со спецификой того или иного объекта, но принцип системного подхода и поэтапного проектировани€ остаЄтс€ в дизайнерском творчестве неизменным.

IV. «акрепление.

«акрепление на данном этапе можно организовать, использу€ различные формы контрол€: фронтальный опрос, обсуждение вопросов в группе, паре, индивидуальна€ письменна€ работа, тестовые задани€.

¬опросы дл€ повторени€.

  1.  акова основна€ иде€ дизайна?
  2.  акова роль компьютерного дизайна в работе? ѕеречислите преимущества, возможности при его использовании в процессе обучени€.
  3.  ак учитель-предметник может применить технологии компьютерной графики и дизайна в своей работе?
  4. ѕеречислите и охарактеризуйте разные направлени€ дизайна. ѕроведите их сравнительный анализ.
  5. „то означает "человеческий фактор" при дизайн-проектировании и организации рабочих зон?

V. ѕодведение итогов урока.