–егистраци€
ѕравдивость везде, а особенно в воспитании, есть главное условие
Ћев Ќиколаевич “олстой
—ертификат владельца сайта
—ертификат владельца сайта http://www.ten-technology.ru/
—ейчас на сайте: 29

¬ерси€ дл€ слабовид€щих

ѕроектный метод обучени€ в технологии современного урока

ћастер-класс на ћетодическом объединении учителей технологии, искусства и физической культуры ћЅќ”_—ќЎ с. ƒачное

“ема: «ѕроектный  метод обучени€  в технологии  современного урока»

÷ели: 

  1. ознакомить слушателей с проектной методикой;
  2. определить  своеобразие   технологии современного урока на основе использовани€ проектного метода обучени€;
  3. создать пространство дл€ открытого и всестороннего обсуждени€ проблемы внедрени€ метода проектов в учебный процесс.

«адачи: 

  1. определить знани€  слушателей  по  изучаемой  проблеме;  
  2. вы€вить противоречи€;
  3. продемонстрировать опыт работы по проектной методике;
  4. оказать реальную помощь участникам мастер-класса в определении задач саморазвити€ и формировани€ индивидуальной программы самообразовани€;
  5. мотивировать  на  прин€тие  новой технологии;

 

÷ели участников мастер-класса:

”знать:

  • о перспективах использовани€ проектной методики;
  • о методике организации и проведении мастер-классов.

ѕон€ть:

  • как реализовать проектный метод в рамках различных дисциплин;
  • как эффективнее организовать де€тельность учащихс€ при использовании данного метода.

Ќаучитьс€:

  • эффективно примен€ть метод проектов в своей работе;
  • формулировать проблемы;
  • интересно вести зан€ти€, вовлекать учеников в проектную де€тельность;
  • планировать де€тельность учащихс€ и преподавател€ при разработке образовательного проекта.

 

ѕроведение мастер-класса

1. ѕрезентаци€ педагогического опыта

ѕедагогическую де€тельность осуществл€ю в 5-11 классах в соответствии с учебным планом образовательного учреждени€ через уроки технологии. ƒинамика учебных достижений обучающихс€ технологии с 2013 по 2016 год показала стабильно высокие результаты качества знаний и уровн€ обученности.

“ехнологическое образование своих учеников могу определить как де€тельностно-творческое. ”чащиес€ с высокой мотивацией к учебной де€тельности, целеустремлЄнные, обладающие творческой инициативой совершенно естественно переход€т на интерактивное обучение, сами выстраивают свою образовательную траекторию, а € только помогаю им в этом.

ѕрименение проектной методики в образовательной области «“ехнологи€» предполагает разработку учащимис€ не менее 1 проекта в год, за исключением тех учеников, которые имеют низкую мотивацию к учению. ƒл€ них возможен вариант выполнени€ творческих работ или работ, выполненных по образу учител€ без разработки по€снительной записки.

Ќаиболее сложные и качественные проекты разрабатывают учащиес€ 8,10,11 классов, т.к. школьники овладевают необходимыми знани€ми, умени€ми и навыками, организацией практической де€тельности по всей проектно - технологической цепочке - от идеи до еЄ реализации в модели, изделии, услуге.

Ћюбой ученик может обратитьс€ за консультацией.  онсультирую по проектной методике или по выполнению какой-либо творческой работы.

¬се вышеизложенные факты свидетельствуют, что мо€ педагогическа€ де€тельность обеспечивает свободную творческую, эвристическую де€тельность моих воспитанников и способствует раскрытию моего собственного творческого потенциала.

”читыва€ интересы развити€ личности каждого ребЄнка, считаю, необходимым условием обучени€ использование педагогических технологий личностно ориентированной направленности, таких как:

  • обучение в сотрудничестве;
  • метод проектов;
  • портфель ученика;
  • метод кейсов;
  • разноуровневое обучение;
  • индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;
  • новые информационные технологии.

ћетод творческих проектов - комплексна€ методическа€ система, синтезирующа€ различные методы обучени€, активизирующие творческое мышление, помогающие выработать умени€ решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной де€тельности, созданию некоего идеального образа и его воплощени€ в реальном продукте. Ёто система взаимодействи€, педагогического сотрудничества учител€ и ученика и учащихс€ между собой.

ƒанную методику использую в педагогической практике с 2004 года (12 лет).

— 2004 года мои ученики принимают участие во ¬сероссийских олимпиадах школьников по технологии. ћо€ тема самообразовани€: «—овершенствование форм и методов преподавани€ предмета «“ехнологи€» в услови€х внедрени€ ‘√ќ—».

2. ѕредставление системы метода проектов

ћетодической основой организации де€тельности обучаемых на уроке €вл€етс€ методика творческого проектировани€. ќна соедин€ет в себе как инженерно-конструкторский (то есть преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный).

ѕроектирование изделий с учЄтом их функционировани€ включает в качестве об€зательного элемента целеполагание, что в свою очередь обеспечивает развитие приЄмов мышлени€. ÷елеполагание предопредел€ет именно сознательный поиск, решение проблемы, творческий подход к ней.

ѕри подборе объектов проектной де€тельности учитываю основные требовани€:

  • подготовленность учащихс€ к данному виду де€тельности;
  • интерес школьников к проблеме;
  • практическа€ направленность и значимость проекта;
  • творческа€ постановка задачи;
  • практическа€ осуществимость проекта.

√лавна€ иде€ методики проектного обучени€ состоит в следующем: с большим увлечением выполн€етс€ ребенком только та де€тельность, котора€ выбрана им свободно. Ћозунг этой де€тельности: «все из жизни, все дл€ жизни. ¬ процессе проектной работы ответственность за обучение возлагаетс€ на самого ученика как индивида и как члена проектной группы.

ѕринцип мастер-класса: «я знаю, как добитьс€ успеха и как создать ситуацию успеха дл€ своих учеников. я научу вас»

¬ чем секрет успеха?

«¬с€кое знание остаетс€ мертвым, если в учащихс€ не развиваетс€ инициатива и самоде€тельность: учащегос€ нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению» Ќ.ј.”мов

јлгоритм проектной де€тельности

1 этап

ќрганизационно-подготовительный

ѕоиск информации по теме проекта, постановка цели, определение потребности и формулировка задачи

2 этап

ѕрактический

 онструкторский, технологический, продуктивный

3 этап

«аключительный

јнализ полученных результатов, выводы, оформление проекта, защита

ѕрактикум

ѕаспорт проекта

  • Ќазвание проекта.
  • ѕолное наименование общеобразовательного учреждени€ в соответствии с ”ставом
  • –уководитель проекта.
  •  онсультанты проекта.
  • ”чебный предмет.
  • ”чебные дисциплины, близкие к теме проекта.
  • ¬озраст учащихс€.
  • –азработчик проекта. —остав проектной группы.
  • “ип проекта.
  • «аказчик проекта.
  • ÷ель проекта.
  • «адачи проекта.
  • ¬опросы проекта.
  • Ќеобходимое оборудование.
  • јннотаци€ (актуальность, значимость, воспитательный аспект,краткое содержание)
  • ѕредполагаемый продукт.
  • Ётапы работы над проектом.
  • ѕредполагаемое распределение ролей в проектной группе.

 

ќсновные компоненты проекта

1. ќрганизационно-подготовительный этап.

  • «апуск проекта. ќпределение потребностей и кратка€ формулировка задач. ќпределение темы и цели проекта.
  • Ќабор идей, дизайн-анализ, требовани€ к продукту проектировани€, его описание, выбор материалов, оборудовани€, инструментов, способов исполнени€.

2. ѕрактический этап.

  • —оздание конструкции, моделирование.
  • ¬ыполнение упражнений, организаци€ рабочего места, соблюдение условий техники безопасности и культуры труда.
  • “ехнологи€ изготовлени€ продукта проектировани€.
  •  орректировка действий, самоконтроль, самооценка.

3. «аключительный этап

  • »спытание проекта, мини-маркетинговые исследовани€, анализ проделанной работы и результатов труда, оформление по€снительной записки, защита проекта.

 

ќценка проектной де€тельности

1.¬ыполнение проекта:

-аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическа€ направленность проекта и значимость выполненной работы;

-объем и полнота разработок, самосто€тельность, материальное воплощение;

-аргументированность предлагаемых решений, подходов;

-качество по€снительной записки: оформление, соответствие стандартным требовани€м, качество схем, рисунков.

2. ѕублична€ защита:

-качество доклада: композици€, полнота, убедительность;

-объем и глубина знаний;

-культура речи, манера поведени€, использование нагл€дных средств;

-ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность;

-деловые и волевые качества докладчика.

«аключение

ѕриступа€ к внедрению метода проектов в образовательную практику, необходимо учесть проблемные моменты, которые могут неизбежно возникнуть на пути. ƒанна€ методика подчин€етс€ определенному алгоритму. јлгоритм -это четка€ последовательность действий, направленна€ на достижение поставленной цели.

ѕроект ориентирован на достижение целей самих учащихс€, и поэтому он уникален. ќн формирует большое количество универсальных учебных действий, и поэтому он эффективен. ќн формирует опыт де€тельности, и поэтому он незаменим. ќбразовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, про€вл€ющуюс€ не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношени€х.

 ритерии качества подготовки и проведени€ мастер-класса

  1. ѕрезентативность. ¬ыраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, попул€рность идеи в педагогике, методике и практике образовани€.
  2. Ёксклюзивность. ярко выраженна€ индивидуальность (масштаб и уровень реализации идеи). ¬ыбор, полнота и оригинальность решени€ инновационных идей.
  3. ѕрогрессивность. јктуальность и научность содержани€ и приемов обучени€, наличие новых идей, выход€щих за рамки стандарта и соответствующих тенденци€м современного образовани€ и методике обучени€ предмета; способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
  4. ћотивированность. Ќаличие приемов и условий мотивации, включение каждого в активную творческую де€тельность по созданию нового продукта де€тельности на зан€тии.
  5. ќптимальность. ƒостаточность используемых средств на зан€тии, их сочетание, св€зь с целью и результатом (промежуточным и конечным)
  6. Ёффективность. –езультативность, полученна€ дл€ каждого участника мастер-класса.  аков эффект развити€? „то это дает конкретно участникам? ”мение адекватно проанализировать результаты своей де€тельности.
  7. “ехнологичность. „еткий алгоритм зан€ти€ (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации (“разрыва”), приемов поиска и открыти€, удивлени€, озарени€, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
  8. јртистичность. ¬озвышенный стиль, педагогическа€ хоризма, способность к импровизации, степень воздействи€ на аудиторию, степень готовности к распространению и попул€ризации своего опыта.
  9. ќбща€ культура. Ёрудици€, нестандартность мышлени€, стиль общени€, культура интерпретации своего опыта.