–егистраци€
Ќе тот учитель, кто получает воспитание и образование учител€, а тот, у кого есть внутренн€€ уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Ёта уверенность встречаетс€ редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию
Ћев Ќиколаевич “олстой
—ертификат владельца сайта
—ертификат владельца сайта http://www.ten-technology.ru/
—ейчас на сайте: 5

¬ерси€ дл€ слабовид€щих

Ёлектричество в нашем доме

8 класс

“ип урока:
урок изучени€ нового материала.

÷ели:

·                      изучить устройство и принцип действи€ лампы накаливани€, предохранителей, электрических нагревательных приборов;

·                      вы€снить причины перегрузки в сети и короткого замыкани€;

·                      напомнить учащимс€ правила безопасного обращени€ с электричеством и правила оказани€ первой помощи;

·                      прививать учащимс€ интерес  к научным знани€м.

ќборудование: презентаци€ к уроку, плакаты, настольна€ лампа,  лампочки, предохранители.

’од урока

  1. ¬ступительное слово учител€.

Ёлектричество кругом,
ѕолон им завод и дом,
¬езде зар€ды: там и тут,
¬ любом атоме «живут».
ј если вдруг они бегут,
“о тут же токи создают.
Ќам токи очень помогают,
∆изнь кардинально облегчают!
”дивительно оно, Ќј благо нам обращено,
¬сех проводов «величество»
«оветс€: «Ёлектричество»!

»так, тема нашего урока «Ёлектричество в нашем доме» 

—егодн€ на уроке мы должны познакомитьс€ с устройством и принципом действи€ лампы накаливани€, предохранителей, электрических нагревательных приборов; вы€снить причины перегрузки в сети и короткого замыкани€; вспомнить правила безопасного обращени€ с электричеством  и правила оказани€ первой помощи пораженному током человеку.

2.    ќбъ€снение нового материала.

ќсновна€ часть современной лампы накаливани€ – спираль из тонкой вольфрамовой проволоки. ¬ольфрам – тугоплавкий металл, его температура плавлени€ 3387 ° —. ¬ лампе накаливани€ вольфрамова€ спираль нагреваетс€ до 3000 ° —, при такой температуре она достигает белого калени€ и светитс€ €рким светом. —пираль помещают в стекл€нную колбу, из которой выкачивают насосом воздух, чтобы спираль не перегорала. Ќо в вакууме вольфрам быстро испар€етс€, спираль становитс€ тоньше и тоже сравнительно быстро перегорает. „тобы предотвратить быстрое испарение вольфрама, современные лампы наполн€ют азотом, иногда – криптоном или аргоном. ћолекулы газа преп€тствуют выходу частиц вольфрама из нити, т. е. разрушению накаленной нити.

Ќа столах у учащихс€ различные лампочки дл€ близкого рассмотрени€. ј также плакат на доске.

Ќа плакате показано строение современной газонаполненной лампы накаливани€.  онцы спирали 1 приварены к двум проволокам, которые проход€т сквозь стекло баллона 2 и припа€ны к металлическим част€м цокол€ 3 лампы: одна проволока к винтовой нарезке, а друга€ – к изолированному от нарезки основанию цокол€ 4. ƒл€ включени€ лампы в сеть ее ввинчивают в патрон. ¬нутренн€€ часть патрона содержит пружин€щий контакт 5, касающийс€ основани€ цокол€ лампы, и винтовую нарезку, удерживающую лампу. ѕружин€щий контакт и винтова€ нарезка патрона имеют зажимы, к которым прикрепл€ют провода от сети.

ƒемонстраци€ включени€ лампы в сеть в светильнике.

ѕромышленность выпускает лампы накаливани€ на напр€жение 220 и 127 ¬ (дл€ осветительной сети), 50 ¬ (дл€ железнодорожных вагонов), 12 и 6 ¬ (дл€ автомобилей), 3,5 и 2,5 ¬ (дл€ карманных фонарей).

–ассказ учител€ о применении теплового действи€ тока.

“епловое действие тока используют в различных электронагревательных приборах и установках.

- ак вы думаете, где в домашних услови€х примен€етс€ тепловой действие тока?

 ¬ промышленности тепловое действие тока используют дл€ выплавки специальных сортов стали и многих других металлов, дл€ электросварки. ¬ сельском хоз€йстве с помощью электрического тока обогревают теплицы, кормозапарники, инкубаторы, сушат зерно, приготовл€ют силос.

ќсновна€ часть вс€кого нагревательного электрического прибора – нагревательный элемент. Ќагревательный элемент представл€ет собой проводник с большим удельным сопротивлением, способный, кроме того, выдерживать, не разруша€сь, нагревание до высокой температуры (до 1000-1200 °—). „аще всего дл€ изготовлени€ нагревательного элемента примен€ют сплав никел€, железа, хрома и марганца, известный под названием нихром » . ”дельное сопротивление нихрома р = 1,1 (Oм • мм)/ м, что примерно в 70 раз больше удельного сопротивлени€ меди. Ѕольшое удельное сопротивление нихрома дает возможность изготовл€ть из него весьма удобные – малые по размерам – нагревательные элементы.

¬ нагревательном элементе проводник в виде проволоки или ленты наматываетс€ нa пластинку из жароустойчивого материала: слюды, керамики. “ак, например, нагревательным элементом в электрическом утюге служит нихромова€ лента, от которой нагреваетс€ нижн€€ часть утюга.

–ассказ учител€ о коротком замыкании (слайд є6).

Ёлектрические цепи всегда рассчитаны на определенную силу тока. ≈сли пo той или иной причине сила тока в цепи становитс€ больше допустимой, то провода могут значительно нагретьс€, а покрывающа€ их изол€ци€ – воспламенитьс€.

ѕричиной значительного увеличени€ силы тока в сети может быть или одновременное включение мощных потребителей тока, например электрических плиток, или короткое замыкание.  оротким замыканием называют соединение концов участка цепи проводником, сопротивление которого очень мало пo сравнению с сопротивлением участка цепи.  ороткое замыкание может возникнуть, например, при ремонте проводки под током или при случайном соприкосновении оголенных проводов.

—опротивление цепи при коротком замыкании незначительно, поэтому в цепи возникает больша€ сила тока, провода при этом могут сильно накалитьс€ и стать причиной пожара. „тобы избежать этого, в сеть включают предохранители.

–ассказ учител€ о предохранител€х (слайд є7).  ƒемонстраци€ предохранител€.

Ќазначение предохранителей – сразу отключить линию, если сила тока вдруг окажетс€ больше допустимой нормы. –ассмотрим устройство предохранителей, примен€емых в квартирной проводке.

√лавна€ часть предохранител€ – проволока — из легкоплавкого металла (например, из свинца), проход€ща€ внутри фарфоровой пробки ѕ. ѕробка имеет винтовую нарезку – и центральный контакт  . Ќарезка соединена с центральным контактом свинцовой проволокой. ѕробку ввинчивают в патрон, наход€щийс€ внутри фарфоровой коробки.

—винцова€ проволока представл€ет, таким образом, часть общей цепи. “олщина свинцовых проволок рассчитана так, что они выдерживают определенную силу тока, например 5 ј, 10 ј и т. д. ≈сли сила тока превысит допустимое значение, то свинцова€ проволока расплавитс€ и цепь окажетс€ разомкнутой.

ѕредохранители с плав€щимс€ проводником называют плавкими предохранител€ми, в котором перегоревшую деталь можно замен€ть. ≈ще есть предохранители, действие которых основано ни на плавлении, а на тепловом расширении тел при нагревании (слайд є8). ѕредохранители располагают нa  специальном щитке, устанавливаемом у самого ввода проводов в квартиру, называемом счетчиком. ¬ каждый из проводов последовательно включают отдельный предохранитель. Ќекоторые люди вместо насто€щих предохранителей вставл€ют «жучки», т. е. различные проволочки. Ётого делать нельз€, т. к. обычна€ проволока при резком возрастании силы тока не перегорает и электрическа€ цепь не прерываетс€, следовательно  произойдет возгорание проводов всей проводки, а это ведет к пожару.

–ассказ учител€ и демонстраци€ слайдов є9–12 об электрических приборах, используемых человеком.

≈сли с предохранител€ми в квартире все в пор€дке, то люди могут спокойно пользоватьс€ различными электрическими приборами.

—ообщение учащихс€ о бытовых приборах.

Ёлектронагревательные приборы показаны на слайде є9.

Ёлектрические приборы дл€ досуга показаны на слайде є10.

Ёлектрические приборы на кухне показаны на слайде є11.

Ёлектрические приборы дл€ облегчени€ труда показаны на слайде є12.

–ассказ учител€ о действии тока на тело человека.

“ело человека и животных очень хорошо проводит электрический ток, поскольку содержит ионные растворы. ’арактер и глубина воздействи€ электрического тока на организм человека зависит от силы и рода тока и времени его действи€, пути прохождени€ через тело человека, физического и психологического состо€ни€ последнего. Ќаибольшую опасность представл€ет прохождение тока через мозг и те нервные центры, которые контролируют дыхание и сердце человека. —мерть человека может наступить при силе тока 0,1ј (100 мј). ќсобенно опасны участки, расположенные на висках, спине, тыльных сторонах рук, голен€х, затылке и шее. »х сопротивление существенно меньше, чем у остальных частей тела. —амыми у€звимыми у человека €вл€ютс€, так называемые, акупунктурные точки на шее и мочках ушей: при ударе током в эти точки смертельным может оказатьс€ даже напр€жение 10–15 ¬.

—опротивление человеческого тела не имеет посто€нного значени€. ќно зависит от состо€ни€ человека, его кожи, наличи€ на ее поверхности пота, содержани€ алкогол€ в крови. —уха€, огрубевша€ кожа имеет высокое сопротивление, а тонка€, нежна€ и влажна€ – низкое. —нижаетс€ сопротивление и при различных повреждени€х кожи (порезы, царапины, ссадины). ѕри сухой и неповрежденной коже сопротивление тела человека от пальцев одной руки до пальцев другой составл€ет 100000 ќм и выше. ≈сли же руки потные, то сопротивление между ними оказываетс€ равным 1500 ќм и ниже.  аждому из этих случаев соответствует свое смертельное напр€жение.

–ассказ учител€ о правилах безопасного обращени€ с электричеством.  

ќпасность поражени€ током требует об€зательного соблюдени€ правил безопасного труда при работе с электрическими цеп€ми. ѕрикоснувшись к проводнику, наход€щемус€ под напр€жением, человек включает себ€ в электрическую цепь.

ѕеременный ток более опасен, чем посто€нный. Ќапр€жение, действующее при соприкосновении с одним полюсом или фазой источника тока, называетс€ напр€жением прикосновени€. ¬ случае, когда человек оказываетс€ вблизи упавшего на землю провода, наход€щегос€ под напр€жением, возникает опасность поражени€ шаговым напр€жением. Ќапр€жение шага – это напр€жение между двум€ точками цепи тока, наход€щимис€ одна от другой на рассто€нии шага, на которых одновременно стоит человек. “акую цепь создает растекающийс€ по земле от провода ток. ќказавшись в зоне растекани€ тока, человек должен соединить ноги вместе и, не спеша выходить из опасной зоны так, чтобы при передвижении ступн€ одной ноги не выходила полностью за ступню другой. ѕри случайном падении можно коснутьс€ земли руками, чем увеличить разность потенциалов и опасность поражени€. ƒействие электрического тока на организм характеризуетс€ основными поражающими факторами: электрический удар, привод€щий к судорогам, остановке дыхани€ и сердца; электрические ожоги; механическое воздействие; биологическое действие тока выражаетс€ в раздражении и перевозбуждении нервной системы.

–ассказ учител€ о правилах оказани€ первой медицинской помощи человеку, пораженному током. 

ѕри поражении человека электрическим током нужно освободить пострадавшего от проводника с током. ¬ первую очередь следует обесточить проводник. ≈сли отключить его невозможно, надо срочно отделить от него пострадавшего, использу€ сухие палки, веревки и другие средства. ћожно вз€ть пострадавшего за одежду, если она суха€ и отстает от тела, не прикаса€сь при этом к металлическим предметам и част€м тела, не покрытым одеждой. ѕри оказании помощи надо изолировать себ€ от «земли», встав на непровод€щую ток подставку (суха€ доска, суха€ резинова€ обувь и т. п.), и обернуть руки сухой тканью. ѕострадавшему обеспечить покой и наблюдение за пульсом и дыханием.

„тобы избежать поражени€ электрическим током, необходимо все работы с электрическим оборудованием и приборами проводить после отключени€ их от электрической сети. Ёлектроприборы и электромашины в доме, ванной и на кухне – потенциальные источники опасности. —то€ под душем или держась одной рукой за водопроводный кран, опасно мокрым пальцем даже дотрагиватьс€ до неисправного выключател€.

–ассказ учител€ о положительном действии тока.

ќднако действие электрического тока на человеческий организм может быть не только отрицательным, но и положительным. ¬о врем€ медицинского обследовани€ в современной поликлинике и при жалобах пациентов на сердечные или головные боли врачи об€зательно снимают электрокардиограмму или  энцефалограмму – сигналы небольших биологических токов, протекающих в сердце или головном мозге. —равнива€ форму сигналов определенного участка организма в здоровом и больном состо€нии, легко установить причину заболевани€. ѕосредством электрических раздражений мозга (электрошоком) лечат некоторые психические заболевани€.  ратковременные высоковольтные электрические разр€ды через сердце помогают иногда предотвратить смерть пациента при т€желом нарушении сердечной де€тельности. ѕри радикулите, невралгии и некоторых других заболевани€х примен€ют гальванизацию (электрофорез): приложив к пациенту электроды, пропускают через него слабый посто€нный ток. Ёто оказывает болеутол€ющий эффект, улучшает кровообращение.

3. ѕроверка усвоени€  материала.

”стна€ проверка знаний «¬ерю – не верю» (слайд є13).

—ейчас мы проверим ваши знани€ о действии тока на тело человека. ≈сли вы согласны с утверждением,  то поднимаете правую руку, если не согласны – левую.

1.                   —мерть человека может наступить при силе тока 0,1 ј.

2.                   “€жесть поражени€ током одинакова при любых состо€ни€х тела человека.

3.                   ѕри освобождении пострадавшего током можно дотрагиватьс€ до него голыми руками.

4.                   ¬се электрические приборы €вл€ютс€ потенциальными источниками опасности.

5.                   ‘изиологическое действие тока приносит только непоправимый вред.

јнализ результатов.

4. ѕодведение итогов

ѕодведем итоги нашего урока.

·                      Ќазовите основную часть лампы накаливани€.

·                      «ачем баллоны современных ламп наполн€ют инертными газами?

·                       ак устроен патрон дл€ включени€ лампы накаливани€ в сеть?

·                      ѕриведите примеры использовани€ тепловых действий тока.

·                      „то может служить причиной значительного увеличени€ силы тока в сети?

·                      ¬ чем причина короткого замыкани€?

·                      ƒл€ чего нужны предохранители?

ѕрочитаем слова русского поэта XIX века якова ѕетровича ѕолонского (слайд є14).

«÷арство науки не знает предела –
¬сюду следы ее вечных побед,
–азума слово и дело
—ила и свет.»

Ёти слова по праву можно отнести к замечательной науке – электродинамике, подарившей нам столько открытий, осветившей нашу жизнь в пр€мом и переносном смысле. ј сколько еще не опознанного вокруг!  акое поле де€тельности дл€ пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры. “ак что запускайте свой вечный думатель и вперед!!!

5. ƒомашнее задание.

ѕрочитать в учебнике § 54-55 (слайд є15).

6. –ефлекси€. ќтметка на листе настроени€.

Ћист настроени€ дл€ каждого ученика. (изображены лица с различным выражением: улыбающеес€, грустное, без эмоций).